Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
собы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посредники - шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать по годой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространилась далеко за пределами оби тания лопарей. Вера в магические возможности нойдов сохранилась у саамов до сих пор, но колдовство шаманов не удивляло остальных, так как колдовать способен был каждый, кто научится этому по дружбе или хитростью [41, с. 72-73]. Реконструкцией финно-угорской мифологии занимаются филологи и фольклористы [1, с. 162-172; 176, с. 117]. По мнению ученых, финно- угорская мифология некогда была единой, об этом говорят общие мифы о сотворении Мира, прежде всего Земли (мифы о водоплавающей птице, которая достает Землю, реже - о птице, снесшей яйцо, из которого был со творен Мир), миф о медведе-первопредке, спустившемся с неба, миф о небесной охоте на гигантского оленя или лося, общие имена богов, кото рые означают небо, воздух, погоду (финский и карельский Ильмаринен, удмуртский Инмар, Ен у коми; название небесного божества - финского Юмала, Йомаля коми, марийского Юмо, саамского Юбмела, Иммеля), об щие представления об устройстве Вселенной (верхний, средний и нижний миры, особая роль Полярной звезды, благодаря которой держалась миро вая ось - гора, столп или гигантское дерево). Верили финно-угры и в су ществование низших духов - «матерей» и «отцов», «хозяев» - покровите лей полей, лесов и источников, дворов и жилищ, родовых покровителей. Древнейшими святилищами были скалы с рисунками-писаницами (или петроглифами) [80, с. 119-120; 117, с. 5-8]. Исследователь саамского фольклора, писатель Н.П. Большакова, проанализировав параллели в финно-угорских мифах: общий сюжет о со творении мира и земли, космогонические легенды о всемирном потопе, сказки о создании мира, сюжеты о происхождении небесной сферы, ле генды о тотемном животном (медведе), отметила: «В мировоззрении са амов считается, что возникновению жизни на земле способствовала жен щина, продолжательница человеческого рода, глава в семье. Но так было не только у саамов, по давним преданиям, у манси их первым деятельным человеком на земле тоже была женщина, а мужчина приобрел силу гораздо позднее и только с помощью женщины начал творить добрые дела»1. Большакова Н.П. Саамский фольклор в контексте фольклора и культуры народов Се вера и Сибири. Из архивов Н.П. Большаковой. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz