Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

щу, которую любили и сами саамы. За внимание к себе сейд загонял рыбу в сети, помогал на охоте и при выпасе оленей. За невнимание мог жестоко наказать: лишить промыслов, наслать болезнь и даже смерть [41, с. 73]. В сказках Кольского полуострова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, его отме­ чали в XVII-XX вв. у саамов зарубежья и в XIX-XX вв. у лопарей России. Существуют разные точки зрения на происхождение данного культа. Часть исследователей связывает его с культом предков. Н.Н. Харузин по­ лагал, что вера в сейд как жилище духа умершего происходит от его пер­ воначального назначения в качестве могильного памятника [172, с. 183]. В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно внезап­ ным превращением людей в камни, т.е. им приписывается человеческое происхождение. По мнению Ю.Б. Симченко, это свидетельствует о связи жертвенных мест с представлениями о культе земли-матери [141, с. 255]. Большинство исследователей все же рассматривают сейды как духов- хозяев определенной территории, от которых зависела удача в промыслах [94]. Более высокая форма первобытных верований - анимизм (вера в ду­ хов и душу или всеобщую одухотворенность природы) также характерна для религиозных представлений саамов. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне), обожествляли различные явления при­ роды. Существовала вера в божества - покровителей промыслов, среди ко­ торых особым уважением пользовались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Разиайке и другие [179, с. 257]. Считалось, что ду­ хи живут в озерах, реках, охраняя рыбные места. Кроме зооморфных и аморфных духов, среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь и отно­ сительно нейтральных, то есть редко оказывающих влияние на жизнь че­ ловека. Это три типа демонов: чаклинги, чанги и куштнатэмолмынч. Ча- клинги - голые человечки маленького роста, живущие в трещинах скал и в кочках. Куштнатэмолмынч - особый невидимый мир, пасущий свои ста­ да вокруг саамов. В стадах этих паслись белые и черные олени. Чанги упоминаются в связи с блужданиями по лесу в поисках дороги к дому, из чего можно заключить, что их функция соответствует функции лешего в русских поверьях [41, с. 76]. С этими верованиями слились возникшие позднее магия и шама­ низм. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали спо­ 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz