Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

стаде диких оленей нельзя убивать, а только одну важенку на прокорм се­ мье. Нельзя было смотреть в глаза Мяндашу: за это судьба карала [181, с. 59]. Члены тотемной группы стремятся придать себе облик, схожий с то­ темом. Так, на древнем тайном празднике «Имание оленей» праздничному одеянию придавался вид, напоминающий образ оленя [25, с. 405]. Особое значение у саамов имел фетишизм - почитание неодушев­ ленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественны­ ми свойствами. Предметы могли мыслиться как самостоятельное суще­ ство, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты - необычной формы скалы, кам­ ни, деревья [150, с. 331-332]. Вслед за природными фетишами появились рукотворные - идолы, статуи, амулеты, обереги, талисманы. Материалом для них служили не­ привычной формы ветви, камни, когти животных и т.п. Наиболее распро­ страненными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Н.Н. Волков вспоминал, что щучьи зубы привешивали к косякам окон или дверей, объясняя, что они предохраняют от сглаза и помогают рыболов­ ству. Роль оберега выполняли и когти медведей, которые мужчины носили на поясах, и лосиные зубы, привязанные к колыбели младенца. Амулетом являлся «камень счастья», или «живой камень», представлявший собой окаменевший плоский орех величиной не более медного пятака. «Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его «живым». Находка такого камня, как считали саамы, приносит счастье [41, с. 77]. Все эти фетиши предназначались для охраны человека от злых духов. Однако были и духи, благотворно влияю­ щие на жизнь человека, - это духи умерших предков, которые якобы со­ храняют родственные чувства к живущим потомкам. Культ предков харак­ терен для развитого родового строя [87, с. 90]. Древние лопари поклонялись сейдам - священным камням, в кото­ рых, по их понятиям, обитал дух этого камня, предок и даже родоначаль­ ник жителей какого-нибудь населенного пункта [181, с. 133]. Сейдам при­ носили в жертву оленей, их «кормили», т.е. смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу [179, с. 37]. По мне­ нию Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши. Сейд требовал определенных правил поведения вблизи него: тишины, без­ условного воздержания от ругани и даже шуток. Сейд любил подарки, пи­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz