Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Определенный вклад в изучение верований коренного народа внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадле­ жит Н.Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Боль­ шинство западных исследований, посвященных саамской религии, не за­ трагивают дохристианских верований кольских саамов, исключение со­ ставляет, по мнению Б.И. Кошечкина, только труд финляндского религие­ веда Уно Харва (Harva, 1915) [80, с. 118-119]. Тем не менее, все собранные материалы и наблюдения ученых- этнографов позволяют в основных чертах сделать выводы о дохристиан­ ской религии саамов. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись раз­ личным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Возникновение тотемизма, наиболее древней формы почитания животных, ученые относят к самым ранним ступеням развития человеческого общества. Тотемизмом принято называть веру в родство определенной группы людей с тем или иным видом животных, растений, насекомых и т. п., а также связанные с ней обряды и церемонии» [146, с. 21]. Допускается кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя- Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, дру­ гими животными [25, с. 239]. Так, свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой рождается теля-сын. Он пре­ вращается в молодого оленя - Мяндаш-парнь [181, с. 59]. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. Упоминание о ней встречается еще у Тацита (приблизительно 90 г. н.э.), который пи­ шет, что охота составляла занятие одинаково и мужчин, и женщин: охо­ тясь вместе, каждый при этом имел свою часть в добыче [181, с. 11]. В этнографической литературе имеются сведения о табу Мяндаша - «нель­ зя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что было связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой шкуры оленей приобретали запах, чуждый дикарям, значит, охотник мог себя об­ наружить) [181, с. 134]. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следует говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе лопарей [181, с. 135]. Существовал запрет бить спящего оленя [181, с. 79]. В хирвасном 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz