Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Определенный вклад в изучение верований коренного народа внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадле жит Н.Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Боль шинство западных исследований, посвященных саамской религии, не за трагивают дохристианских верований кольских саамов, исключение со ставляет, по мнению Б.И. Кошечкина, только труд финляндского религие веда Уно Харва (Harva, 1915) [80, с. 118-119]. Тем не менее, все собранные материалы и наблюдения ученых- этнографов позволяют в основных чертах сделать выводы о дохристиан ской религии саамов. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись раз личным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Возникновение тотемизма, наиболее древней формы почитания животных, ученые относят к самым ранним ступеням развития человеческого общества. Тотемизмом принято называть веру в родство определенной группы людей с тем или иным видом животных, растений, насекомых и т. п., а также связанные с ней обряды и церемонии» [146, с. 21]. Допускается кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя- Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, дру гими животными [25, с. 239]. Так, свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой рождается теля-сын. Он пре вращается в молодого оленя - Мяндаш-парнь [181, с. 59]. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. Упоминание о ней встречается еще у Тацита (приблизительно 90 г. н.э.), который пи шет, что охота составляла занятие одинаково и мужчин, и женщин: охо тясь вместе, каждый при этом имел свою часть в добыче [181, с. 11]. В этнографической литературе имеются сведения о табу Мяндаша - «нель зя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что было связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой шкуры оленей приобретали запах, чуждый дикарям, значит, охотник мог себя об наружить) [181, с. 134]. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следует говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе лопарей [181, с. 135]. Существовал запрет бить спящего оленя [181, с. 79]. В хирвасном 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz