Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
воспринимал как органичную часть природы, а род и общину представлял по модели вселенной. Первобытный человек ощущал свое родство со все ми живыми существами. Синкретизм был принципом мышления перво бытного человека, в сознании которого отсутствовали четкие оппозиции между субъективным и объективным, живым и мертвым, материальным и духовным, символ сливался с тем, что обозначал, поэтому предмет, при надлежавший человеку, отождествлялся с самим человеком, отсюда вера в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особую роль играло в первобытной культуре слово. Так, называние явления, жи вотного, человека при исполнении магических обрядов означало вызыва ние этого явления, животного, человека, имена воспринимались как часть человека или вещи, поэтому для названий тотемных животных существо вало табу. Первоначальными формами мифа были фетишизм, тотемизм и ани мизм. Он прошел путь от обожествления отдельных вещей (фетишизм) к обожествлению своей общины в образе тотемного предка рода (тоте мизм), а затем - к признанию самостоятельного существования душ и ду хов (анимизм). Н.Н. Харузин, посвятивший в своей работе вопросам верований са амов один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей», сето вал на трудности в сборе материала и отмечал безвозвратно потерянное время. В еще более сложном положении оказался Н.Н. Волков, который собирал сведения о древних верованиях лопарей спустя сорок лет. Ученый отмечал, что ни молодежь, ни люди среднего возраста от 30 до 40-50 лет не имели ни малейшего представления о былых верованиях [41, с. 72]. На недостаточную изученность дохристианских верований лопарей указывал В.В. Чарнолуский [179, с. 275], Б.И. Кошечкин [80, с. 118-119]. По мнению Б.И. Кошечкина, трудность реконструкции древних представлений саамов связана, во-первых, с утратой их первоначальной целостности в ходе вре мени, а во-вторых, с их значительной трансформацией под воздействием различных внешних влияний. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при реконструкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимущественно к западным саамам. Сведения о ре лигии кольских саамов относятся лишь к концу XIX - началу XX в. и ос нованы на полевых материалах того времени. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz