Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

воспринимал как органичную часть природы, а род и общину представлял по модели вселенной. Первобытный человек ощущал свое родство со все­ ми живыми существами. Синкретизм был принципом мышления перво­ бытного человека, в сознании которого отсутствовали четкие оппозиции между субъективным и объективным, живым и мертвым, материальным и духовным, символ сливался с тем, что обозначал, поэтому предмет, при­ надлежавший человеку, отождествлялся с самим человеком, отсюда вера в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особую роль играло в первобытной культуре слово. Так, называние явления, жи­ вотного, человека при исполнении магических обрядов означало вызыва­ ние этого явления, животного, человека, имена воспринимались как часть человека или вещи, поэтому для названий тотемных животных существо­ вало табу. Первоначальными формами мифа были фетишизм, тотемизм и ани­ мизм. Он прошел путь от обожествления отдельных вещей (фетишизм) к обожествлению своей общины в образе тотемного предка рода (тоте­ мизм), а затем - к признанию самостоятельного существования душ и ду­ хов (анимизм). Н.Н. Харузин, посвятивший в своей работе вопросам верований са­ амов один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей», сето­ вал на трудности в сборе материала и отмечал безвозвратно потерянное время. В еще более сложном положении оказался Н.Н. Волков, который собирал сведения о древних верованиях лопарей спустя сорок лет. Ученый отмечал, что ни молодежь, ни люди среднего возраста от 30 до 40-50 лет не имели ни малейшего представления о былых верованиях [41, с. 72]. На недостаточную изученность дохристианских верований лопарей указывал В.В. Чарнолуский [179, с. 275], Б.И. Кошечкин [80, с. 118-119]. По мнению Б.И. Кошечкина, трудность реконструкции древних представлений саамов связана, во-первых, с утратой их первоначальной целостности в ходе вре­ мени, а во-вторых, с их значительной трансформацией под воздействием различных внешних влияний. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при реконструкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимущественно к западным саамам. Сведения о ре­ лигии кольских саамов относятся лишь к концу XIX - началу XX в. и ос­ нованы на полевых материалах того времени. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz