Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
На рубеже I—II тыс. н.э. стали формироваться самостоятельные куль турные и мифологические традиции западных прибалтийско-финских народов - собственно финнов, карелов, эстонцев, ливов, вепсов, води, ижоры; поволжских финноязычных народов - мордвы и марийцев; перм ских народов - коми и удмуртов, а также зауральских угров - хантов и манси. Отделившиеся от своих зауральских родичей венгры переселились в Центральную Европу, лишь частично сохранив древние мифы. К финно- угорской мифологии близки мифы саамов (лопарей) - охотников, рыболо вов и оленеводов севера Скандинавии и Кольского полуострова [117, с. 6, 154]. «Мифология —весьма архаическая и вместе с тем очень живучая форма творческой фантазии. Она выступает доминантой духовной культу ры в первобытных и отчасти древних обществах, господствующим спосо бом глобального концептуализирования. Мифология - тип мышления, ко торому свойственно наивное очеловечивание окружающей природы, ме тафорическое сопоставление природных и культурных объектов», что при вело к представлению космоса в целом в виде живого существа, к отождествлению макро- и микрокосмоса. Мифологическое мышление - «форма познания окружающего мира» [97]. По мнению Е.М. Мелетинско- го, мифологию нельзя как отождествлять с искусством или религией, так и противопоставлять им. Мифологический мир - это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастно стью и магическим влиянием (не только человек зависит от богов, но и бо ги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического цело го). Другими словами, человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов [83, с. 106- 113]. «Для мифологического мышления характерно то, что «первобыт ный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, при писывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т.п.» [98]. В мифе проявился синкретизм первобытной культуры, т.е. нерасчле- ненность различных сфер и явлений культуры. Себя первобытный человек 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz