Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

вания саамских сказок. С нашей точки зрения, необходимо вернуться к толкованию жанров, учитывая понимание их саамами. Таким образом, длительная история изучения фольклора саамов не привела к ясности его жанровой классификации, что объясняется влиянием концепций ученых, исследующих русский фольклор. Для обозначения жанров саамского фольклора исследователи пользуются русской термино­ логией, что оставляет вне поле их зрения национальные особенности саам­ ских жанров. Не учитывается мнение исследователей саамского народного творчества XIX - начала XX вв. в отношении целевой установки рассказ­ чика, а также слушателя саамских фольклорных произведений. В этом от­ ношении важным, на наш взгляд, является мнение В.П. Аникина о том, что «жанровые признаки всякого поэтического произведения есть прежде все­ го признаки его целевой установки. В архаическом фольклоре это были установки жизненно-бытового прикладного характера» [5, с. 29]. Не ис­ пользуются саамские названия жанров, которые дают материал для осмыс­ ления жанровой классификации саамского устного народного творчества. Классификация жанров саамского устного поэтического творчества требует дальнейшей разработки и описания, что является актуальным для исследования истоков саамской литературы, фольклоризма саамских писа­ телей. Перспективу для фольклористических исследований, по мнению О.А. Бодровой, создает изучение «сюжетно-мотивного наполнения проза­ ических устных текстов» [20, с. 120], а также изучение саамских фольк­ лорных произведений с точки зрения содержащихся в них параллелей с фольклором других народов. 2.3. Саамские сказки и верования народа Фольклор любого народа отражает жизнь и мышление этого народа как коллектива. «На произведениях фольклора всегда лежит печать време­ ни и той среды, в которой они длительное время жили - как нередко гово­ рят, “бытовали”» [6, с. 12]. В фольклоре саамов отражены мифологические представления се­ верного народа об устройстве Вселенной, дохристианские и христианские верования, связи саамов с другими народами, особенности бытовой жизни. Мифология саамов обнаруживает близость к финно-угорской мифологии. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz