Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

жания, иногда заимствованные; муштоллы - (в переводе - «на ум пало, на ум пришло») рассказы о событиях дня, иногда такие рассказы бытовали в форме песен. Приведенная классификация требует дальнейшей разработки, но в ней сохранено главное: установка на вымысел или правду, т.е. на восприя­ тие произведения рассказчиком и слушателем. Данная классификация не подчиняется общепринятой литературоведческой. Как видим, в ней нет де­ ления фольклора по родам, саамское название жанра объединяет несколько названий русского. В.В. Чарнолуский делает ценные пояснения, как понимают тот или иной жанр фольклора сами сказители. Сказки - это «легкий» жанр, потому что их рассказывают, как кому нравится. Ловта (т.е. миф или легенда) рас­ сказывается строго, слово в слово. Исследователи не раз отмечали, что в старину мифы, муштоллы и легенды (ловты) пелись, что говорит об ар­ хаичности саамского фольклора, выраженной в сохраненном синкретизме, и даже имели рифмованную форму, а циклы песен были объединены тема­ тическим единством [130, с. 12-13; 136, с. 246; 82]. Сакки рассказывались со множеством подробностей и специальными концовками («и до сих пор там находят кости», «там нашли мечи» и др.), таким образом удостоверя­ лось их истинное происхождение. В процессе исторического развития са­ амский эпос утратил рифмованную форму. Байсы (бывальщины и поба­ сенки) часто заимствовались из русских апокрифических произведений или притч [130, с. 12-13]. В соответствии с этой классификацией В.В. Чарнолуский приводит примеры сакки об англичанах в Иоканге, сакки про птичку, о Телышеве- старике, саги об озере Сейдъявр, ловты «Дерево дружбы» и «О начале че­ ловека», муштоллы про Мончегорск и др. [179]. С нашей точки зрения, сложность классификации саамских жанров фольклора обусловлена тем, что к ней подходят с точки зрения другой культуры. На мнение ученых оказывает влияние классификация В.Я. Проппа, ставшая классической. В ней ученый исходит из бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя жанров русских ска­ зок, делая при этом оговорку, что «не всегда все эти аспекты окажутся не­ обходимыми для определения жанров». В.Я. Пропп выделяет такие жанры сказок, как волшебные, кумулятивные, сказки о животных, сказки о пред­ метах и стихиях, бытовые сказки о людях, небылицы и докучные сказки [123, с. 26, 32-33]. Между тем эта классификация не подходит для исследо­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz