Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
жания, иногда заимствованные; муштоллы - (в переводе - «на ум пало, на ум пришло») рассказы о событиях дня, иногда такие рассказы бытовали в форме песен. Приведенная классификация требует дальнейшей разработки, но в ней сохранено главное: установка на вымысел или правду, т.е. на восприя тие произведения рассказчиком и слушателем. Данная классификация не подчиняется общепринятой литературоведческой. Как видим, в ней нет де ления фольклора по родам, саамское название жанра объединяет несколько названий русского. В.В. Чарнолуский делает ценные пояснения, как понимают тот или иной жанр фольклора сами сказители. Сказки - это «легкий» жанр, потому что их рассказывают, как кому нравится. Ловта (т.е. миф или легенда) рас сказывается строго, слово в слово. Исследователи не раз отмечали, что в старину мифы, муштоллы и легенды (ловты) пелись, что говорит об ар хаичности саамского фольклора, выраженной в сохраненном синкретизме, и даже имели рифмованную форму, а циклы песен были объединены тема тическим единством [130, с. 12-13; 136, с. 246; 82]. Сакки рассказывались со множеством подробностей и специальными концовками («и до сих пор там находят кости», «там нашли мечи» и др.), таким образом удостоверя лось их истинное происхождение. В процессе исторического развития са амский эпос утратил рифмованную форму. Байсы (бывальщины и поба сенки) часто заимствовались из русских апокрифических произведений или притч [130, с. 12-13]. В соответствии с этой классификацией В.В. Чарнолуский приводит примеры сакки об англичанах в Иоканге, сакки про птичку, о Телышеве- старике, саги об озере Сейдъявр, ловты «Дерево дружбы» и «О начале че ловека», муштоллы про Мончегорск и др. [179]. С нашей точки зрения, сложность классификации саамских жанров фольклора обусловлена тем, что к ней подходят с точки зрения другой культуры. На мнение ученых оказывает влияние классификация В.Я. Проппа, ставшая классической. В ней ученый исходит из бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя жанров русских ска зок, делая при этом оговорку, что «не всегда все эти аспекты окажутся не обходимыми для определения жанров». В.Я. Пропп выделяет такие жанры сказок, как волшебные, кумулятивные, сказки о животных, сказки о пред метах и стихиях, бытовые сказки о людях, небылицы и докучные сказки [123, с. 26, 32-33]. Между тем эта классификация не подходит для исследо 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz