Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
замечание Н.Н. Харузина об особенностях восприятия таких «рассказов» саамами: в них они верят, как бы сказочны они ни были. Объясняется это тем, что в основу таких рассказов всегда было положено действительно свершившееся событие, очень «сильно впечатлившее лопаря» [172]. К преданиям о нападении на саамов чужих племен Н.Н. Харузин от носит предания о нашествиях на саамский погост шведов, норвежцев, рус ских, карелов, отмечая, что таких рассказов меньшинство. Большую груп пу составляют рассказы о нашествиях чуди, которая, нападая на саамов, грабила их и убивала. Этнограф предполагает, что чудью лопари называли любых врагов, со временем представления о ней преобразовались в сказочные. К современному эпосу саамов Н.Н. Харузин относит песни и бы вальщины, различие которых видит лишь в том, что «песня поется, а бы вальщина сказывается» [172, с. 376], поэтому не разграничивает их и все сказанное о бывальщине относит к песне: «В бывальщине и песне расска зывается и воспевается все, что бы ни случилось в погосте замечательного, взволновавшего на время население, послужившего предметом разговоров и толков: произойдет ли что выдающегося в семье лопаря, поедет ли кто свататься в чужой погост, умрет ли кто неожиданным образом - все скла дывается в песню или бывальщину. < ...> Вообще содержанием песни или бывальщины является всегда бывший в действительности факт, как бы он не был прост и не сложен, причем песня передает этот факт, с точностью и подробностью воспроизводя все мельчайшие обстоятельства, сопровож давшие его» [172]. По мнению ученого, лирика «не находит почвы среди лопарей» и или пропадает вместе со смертью автора, или переходит в эпос и тогда пе редается от поколения к поколению; лирические произведения скоро забы ваются [172, с. 375-378]. Однако классификация жанров фольклора с научной точки зрения по-прежнему представляла трудность, что было связано с объединением нескольких сюжетов из различных жанров в одной сказке, наложением жанров [41, с. 60], отсутствием жанра сказок о животных в чистом виде, «целый ряд сказок не объединяется в какие-либо циклы. Они представляют собой самостоятельные сказки» [131, с. 6-9]. Ученые отмечают, что трудно провести четкую грань между героическими сказаниями и историческими сказками, тотемно-волшебные сказки отличаются от сказок о животных в традиционном их понимании, не во всех классификациях выделены дет 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz