Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ческие». Древние эпические произведения он подразделяет на «катего рии»: животный эпос (сказки о лисе и медведе; о лисе и мужике; о происхождении домашних животных; о превращении в дикого оленя); мифологический эпос (сказки со следами древних верований; предания о происхождении богов, их взаимной борьбе, космогонические предания; сказания о дочери и сыновьях Солнца, о Сталло-Стале и подземном цар стве); исторический эпос (об исторических фактах - предания о разруше нии Печенгского монастыря - и о богатырях); а также тесно связанный с ним героический эпос (предания о поразивших воображение саамов фак тах, о нойдах) [172, с. 342-374]. Слабую сохранность мифологического эпоса Н.Н. Харузин связыва ет с упадком древних верований лопарей: вместе с верованиями исчезают и предания, их отражающие (например, предания об Айеке). Вместе с тем дольше всех сохранившиеся верования в солнце, сполохи позволили оста вить в памяти народа эпос о сыновьях и дочери Солнца. Исторический эпос саамов также не представляет собой цельного эпического произведения, он существует в отрывках и имеет свои особен ности, связанные с тем, что до революции саамы не участвовали в войнах, на их территориях не велись боевые действия, поэтому исторические пре дания повествуют только о грабежах в том или ином погосте. Несмотря на то, что такие предания строго локализированы, они известны всем саамам, т.е. распространены на всей территории их обитания. Сохранились расска зы о событиях, имевших значение для большей части саамов: о битве с русскими при горе Кеппиваре в 1318 году (практически единственный случай, когда лопари одержали победу в битве своими силами, т.е. без по мощи нойдов) и о разорении Печенгского монастыря шведами в 1590 году [172]. Н.Н. Харузин отмечает тесную связь исторического эпоса с героическим. По мнению исследователя, происхождение этих рассказов одинаково: событие, положенное в их основу, когда-то произошло в действительности. Все эти рассказы он делит на две группы по содержа нию: 1)о нашествиях чуждых племен на лопарей и борьбе с ними; 2) о нойдах-колдунах; и «по характеру», т.е. в зависимости от наличия в них сказочного элемента: 1) рассказы, в которых описан сам факт без при меси сверхъестественного, и 2) рассказы, в которых сверхъестественное присутствует в большей или меньшей степени или даже «совсем заполняет собой содержание» [172, с. 359]. Важным, с нашей точки зрения, является 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz