Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
2.2. Проблемы жанрового определения саамского фольклора До сегодняшнего дня открытым остается вопрос жанрового опреде ления саамского фольклора. Эту проблему усугубляет использование литературоведческого тер мина «жанр», который для теории фольклора, по мнению некоторых уче ных, вообще оказался не очень удачным [126, с. 155], и перенесение в сферу фольклора литературоведческого деления на роды и виды, которое себя не оправдывает: «Понятия «эпос», «лирика» и «драма» хотя и исполь зуются, но не покрывают весь массив текстов и рассыпаются, будучи при ложены к конкретному материалу. В них не заложены критерии, опреде ляющие для фольклора» [125, с. 8]. Сегодня наиболее употребительными считаются жанровые класси фикации русского фольклора В.Я. Проппа [124] и Б.Н. Путилова [126], од нако они не всегда совпадают с этническими обозначениями жанров. В основе классификации В.Я. Проппа лежит литературоведческий подход деления фольклора на роды и виды, которые в классификации Б.Н. Пути лова заменены на понятие «области», которая «выделяется в соответствии с основной формой функционирования» и «обусловливает остальные при знаки жанров» [125, с. 10]. Кроме того, многие устные саамские фольклорные тексты представ ляют собой объединение элементов разных жанров и нескольких сюжетов из текстов различных жанров [20, с. 119], что создает определенную труд ность при классификации саамского фольклора. Сложным в жанровой классификации саамского фольклора оказался вопрос его терминологии. Чаще всего для названий одних и тех же жанров собиратели использовали термины сказка, легенда, предания, сказки- бывальщины [108, с. 30; 91, с. 64-72; 31], не вдаваясь в объяснение этих понятий. Наиболее подробная классификация и характеристика саамского фольклора предложены в работе Н.Н. Харузина [172], однако для названий жанров этнограф все так же пользуется терминологией русского устного народного творчества. Выделяя древний и современный пласты в саамском фольклоре, Н.Н. Харузин, отмечает его эпический характер: «Между древним произ ведением лопарского творчества и новым, современным, только что сло жившимся, или еще слагающимся, есть еще черта, что они постоянно эпи 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz