Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

2.2. Проблемы жанрового определения саамского фольклора До сегодняшнего дня открытым остается вопрос жанрового опреде­ ления саамского фольклора. Эту проблему усугубляет использование литературоведческого тер­ мина «жанр», который для теории фольклора, по мнению некоторых уче­ ных, вообще оказался не очень удачным [126, с. 155], и перенесение в сферу фольклора литературоведческого деления на роды и виды, которое себя не оправдывает: «Понятия «эпос», «лирика» и «драма» хотя и исполь­ зуются, но не покрывают весь массив текстов и рассыпаются, будучи при­ ложены к конкретному материалу. В них не заложены критерии, опреде­ ляющие для фольклора» [125, с. 8]. Сегодня наиболее употребительными считаются жанровые класси­ фикации русского фольклора В.Я. Проппа [124] и Б.Н. Путилова [126], од­ нако они не всегда совпадают с этническими обозначениями жанров. В основе классификации В.Я. Проппа лежит литературоведческий подход деления фольклора на роды и виды, которые в классификации Б.Н. Пути­ лова заменены на понятие «области», которая «выделяется в соответствии с основной формой функционирования» и «обусловливает остальные при­ знаки жанров» [125, с. 10]. Кроме того, многие устные саамские фольклорные тексты представ­ ляют собой объединение элементов разных жанров и нескольких сюжетов из текстов различных жанров [20, с. 119], что создает определенную труд­ ность при классификации саамского фольклора. Сложным в жанровой классификации саамского фольклора оказался вопрос его терминологии. Чаще всего для названий одних и тех же жанров собиратели использовали термины сказка, легенда, предания, сказки- бывальщины [108, с. 30; 91, с. 64-72; 31], не вдаваясь в объяснение этих понятий. Наиболее подробная классификация и характеристика саамского фольклора предложены в работе Н.Н. Харузина [172], однако для названий жанров этнограф все так же пользуется терминологией русского устного народного творчества. Выделяя древний и современный пласты в саамском фольклоре, Н.Н. Харузин, отмечает его эпический характер: «Между древним произ­ ведением лопарского творчества и новым, современным, только что сло­ жившимся, или еще слагающимся, есть еще черта, что они постоянно эпи­ 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz