Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

товление саней, постройка вежи, чума), рассказы о школе, жизни в колхо­ зе, но и сказки, предания [70]. Сборник «Образцы саамской речи» (1988) продолжил публикацию текстов на кольско-саамских диалектах. Составителями текстов явились Г.М. Керт и П.М. Зайков. Тексты на бабинском диалекте содержат в боль­ шей степени материал на этнографические темы, меньше - фольклорные произведения. В сборник включены 45 текстов на бабинском диалекте и 6 на иоканьгском, среди которых сказки о разбойниках, гномах, русалках, диком олене. Сборник на иоканьгском диалекте содержит, в основном, волшебные сказки [74]. Большое место уделено фольклору в книге Н.П. Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем»: кроме легенд и мифов, писатель приводит большое количество пословиц, пого­ ворок и загадок, собранных от разных носителей саамского языка [25]. В 2010 году в Апатитах в издательстве Кольского научного центра РАН вышла книга Мечкиной Е.Е. «Фольклорные традиции в культуре са­ амской семьи», где собраны малые жанры саамского фольклора [100]. В 2018 году в результате сотрудничества Музея истории города (Апатиты) и общественной организации «Мончегорская городская нацио- нально-культурная автономия коренного малочисленного народа саами» вышла в свет книга «Предания Монче-тундры», в которую вошли преда­ ния, живущие в семьях экостровских саамов, проживающих по берегам озера Имандра. Это первый сборник легенд и преданий Экостровского по­ госта, в котором в 1788 году числилось всего 32 души мужского пола. Ма­ териал сборника представляет определенный интерес, так как тексты эко­ стровских преданий отличаются от собранных до этого кильдинских, ба- бинских и иоканьгских. Таким образом, в результате постоянного интереса к духовной куль­ туре саамов Кольского полуострова отечественными этнографами, писате­ лями и учеными было собрано достаточно большое количество фольклор­ ных текстов, однако говорить о достаточной изученности фольклора са­ амов еще рано. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz