Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
го в латы, и если название Чудь относится главным образом к Финлянд цам, то Сталло представляет русскаго или норвежца, собирающего дань, угнетающаго лопарей». Д.Н. Островский рассказывает о суевериях лопа рей, их приметах и колдовских умениях, характеризует песни [113, с. 3, 9]. Профессиональными этнографами, изучавшими саамов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саамские районы в 1887 году Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. В мо нографии Н.Н. Харузина «Русские лопари» шестая глава посвящена народ ному творчеству и анализу саамского фольклора, в приложении даны пять сказок саамов на русском языке. Саамский фольклор собирал священник Пазрецкого прихода К.П. Щеколдин. В статье, предваряющей тексты сказок, он характеризует мировоззрение саамов, мотивы сказаний, опровергает мнение об отсутствии у них фольклора: «Некоторые говорили, что в среде лопарей как нет грамот ных, так поэтому нет и сказок... Сказок слышал я гораздо больше, но других не записывал потому, что оне русского происхождения...» [190]. Сказки, со бранные Щеколдиным, были опубликованы в сборнике «Живая русская старина», вышедшем в 1880 году Материалы Щеколдина использовали Н.Н. Харузин в книге «Русские лопари», дипломат и краевед Д.Н. Островский в статье «Лопари и их предания», где он наряду с представленными сказками и легендами характеризует мировоззрение лопарей, их верования [113, с. 18]. Богатый материал о песнях саамов со бран В.Ю. Визе [37; 38; 39]. Ценными источниками сведений о фольклоре кольских саамов стали книги этнографа, исследователя В.В. Чарнолуского, который неоднократно бывал на Кольском полуострове. Ему удалось собрать и перевести на рус ский язык саамский фольклор, в том числе миф об олене Мяндаше, особом божестве лопарей [179; 181]. Этот миф долгое время хранился саамами в глубокой тайне. Материал, собранный Чарнолуским, позволил пролить свет на дохристианские верования саамов, связанные с диким северным оленем [179; 181; 182]. В статье «О саамах и их сказках», открывающей сборник «Саамские сказки», В.В. Чарнолуский отмечает, что свою исто рию саамы запечатлели в фольклоре: в легендах о неком загадочном пле мени, которое они вытесняли с земли Кольского полуострова, в сказаниях о длительном периоде «подземной» войны и трех нагонах в течение ее. О каждом нагоне саамы складывали саги [183, с. 9]. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz