Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР РОССИЙСКИХ СААМОВ 2.1. История собирания и изучения фольклора саамов Своеобразие жизни саамов, особенности их менталитета, мировоз­ зрения нашли отражение в богатом фольклоре народа, который явился объектом исследования многих путешественников, литераторов, этногра­ фов. Ряд популярных произведений, посвященных обитателям Лаплан­ дии, опубликовал известный беллетрист В.И. Немирович-Данченко. Во­ преки устоявшемуся в то время мнению ученых о том, что мурманская лопь не имеет народной поэзии, он заинтересовался песнями, преданиями и сказками северного народа. В его книге содержится ценный материал о психологии, верованиях и народном творчестве саамов того времени. В песнях писатель отметил своеобразие и красоту лопарской мелодии, грусть и печаль в мотиве, гармонично сочетающемся с окружающим без­ людьем и недвижимым простором Имандры [107]. В преданиях лопарей Немирович-Данченко отметил характерную черту: «...лопари почти всегда играли страдательную роль. Лопь редко бьет чудь, шишей и шведов... напротив, чудь, шиши и шведы бьют лопарей. Если лопь и спасается, то только при помощи ведунов или бури». Из произведения писателя мы узнаем о культурных ценностях коренного народа в то время: «У лопарей заметно особенное уважение к тем, кто умеет составлять песни и рассказывать старые былины» [107, с. 352], о своеобразии и богатстве народной поэзии: «Помимо своей поэтичности, сказки и песни этого наро­ да дадут этнографу богатый материал для заключения о старине лопской... Сведения, собранные мною о быте и жизни лопарей, крайне интересны. Это целый новый мир, имеющий мало общего с тем, к чему мы привыкли у себя» [107, с. 369]. Саамские сказки собирал М.М. Пришвин [122], Н.Е. Ончуков [134], Н.В. Пинегин [119], Н. Брискин [31], В.Ю. Визе [40]. Отдельные замечания о поэзии саамов находятся в статьях политических ссыльных А.С. Ефименко, П.С. Ефименко и др. [См. об этом: 41, с. 78]. Д.Н. Островский в своей работе приводит лопарские предания, по­ священные проводнику православия преподобному Трифону, нойдам, вра­ гам лопарей Чуди и Сталло: «Чудь всегда приходила войском. Сталло все­ гда являлся один с своей собакой. «Сталло» означает человека, закованно­ 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz