Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
дою чужого добра. Не боясь ни несправедливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно желать» [183, с. 37]. В этнографической литературе XIX в. также встречаются замечания о том, что саамы довольны своей жизнью: «Что может быть лучше свобо ды, шири в тундре и шума в лесах, жизни в незаменимой веже или тупе? Что может быть приятнее и здоровее ежедневной пищи из свежей вкусной рыбы: форели, кумжи, хариусов, семги, сигов и проч.? Что может быть ве селее той морозной вьюги, когда по гладкой снеговой равнине вихрем несешься в своей кережке, запряженной четверкою сильных рослых бы- ков-оленей, в свою тупу, к своей семье, где находишь у разведенного кост ра испеченную свежую оленину? Нет, мы не сравним нашу привольную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа - лучше всякаго каменного дома» [191, с. 66]. Наконец, можно встретить и совершенно противоположную оценку культуры коренного народа Севера: «С точки зрения практической, могу смело заявить, что присутствие лопарей на Се вере крайне необходимо. Необходимо потому, что мы, европейцы, заселяя Север, должны еще многому учиться у лопарей, как жить на Севере и при меняться к его суровой природе. С нашею европейскою обстановкою мы можем жить только у моря, в городах, но лишь только пожелаем уйти в глубь страны, необходимо должны обратиться в лопаря, одеть его превос ходную, самую практичную для Севера одежду и учиться у него приемам оленеводства, которое надолго, если не навсегда, останется самым суще ственным для Севера вопросом в смысле путей сообщения. Ни конные пу ти, ни железные дороги не могут соперничать с путями оленьими» [113, с. 17]. Замечания о мировоззрении лопарей, их жизненных ценностях со держатся в путевых записках ученого-практика А.П. Энгельгардта: «Из давна вольный сын широкой бесконечной тундры, лопарь любит эту тунд ру и свободную кочевую жизнь... Вообще лопарь ясно высказывает, что его жизнь не в пример для него приятнее и лучше, чем жизнь городских жителей». Размышляя о том, что лопарь никогда не променяет свой образ жизни на цивилизованный городской, Энгельгардт приходит к важному выводу: «Вряд ли они будут счастливее при той опеке, которая предлага ется в их, будто бы, интересах, для ограждения их от вымирания... И во прос еще, не будет ли та культурная жизнь, которую хотят им преждевре 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz