Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ханизм такого понимания явился предметом изучения самостоятельного направления в социальной психологии и получил название атрибуции - «процесса интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины» [133, с. 210]. Такое восприятие саамской культуры с самого начала ее изучения приводило к стереотипам и штампам, подробно иссле дованным уже в наше время [19]. С атрибуцией саамской культуры мы встречаемся еще в описании Тацита, известного римского писателя I в. н. э., который один из первых обратил внимание на уникальность культуры лопарей. По мнению Тацита, лопари дики и испытывают крайнюю степень бедности, такие выводы он делает из того, что «лопари не имеют ни оружия, ни лошадей, ни домов» (хотя оружием лопарей были стрелы и нож, необходимости в лошадях у них не было, так как их заменяли олени - более приспособленные к жизни в тундре животные, а вместо домов в привычном для европейского челове ка смысле у саамов существовало три вида жилищ, которыми они попере менно и пользовались: вежа, тупа и кувакса). Замечание Тацита о том, что «трава - их пища, шкура - одежда и земля - постель», не имеет под собой достаточного основания, так как известно, что саамы питались рыбой, оле ньим мясом, притом не нуждались в этом, так как заготавливали себе про питания столько, сколько было нужно. Показателем бедности, по мнению Тацита, служит и следующий факт: «Вся их защита - стрелы, заостренные, по недостатку железа, костями». Однако из истории известно, что именно этого вида оружия было достаточно, чтобы лопари, меткие и ловкие охот ники, добывали себе пропитание и могли защитить себя в случае нападе ния врага. «Дети не имеют другого спасения от дождя и диких зверей, кроме шалаша из ветвей. Там укрываются и юноши, и старики», - так вос принял Тацит национальное жилище саамов - вежу [183, с. 37]. В основе этнографической самобытности саамов лежит оленеводство [41, с. 46]. Своеобразный тип хозяйства российских саамов связан с сезонными перекочевками, цикл кочевания зависел от местного ланд шафта, времени года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зверей. В.В. Чарнолуский отмечал: «Пастушество у лопарей, как и вообще у всякого народа, занимающегося скотоводством, всецело покоится на биологических особенностях пасомого животного, в данном случае оленя. Особенности питания его, распределение кормов, появление в разные времена года вредителей оленя, каковы: комары, оводы, мошкара, 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz