Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Маленький Громик, любимый сынок, - Сели на тучу и на небо - скок! Папа как грохнет о горы ведром, Я в бубен ударил - вот это был гром! Мама потом позабавила нас - Молнии-стрелы пустила из глаз... Как мы все вместе до слез хохотали: Шуткой своей мы людей напугали. Фундаментом принципа природосообразной экономики саамов стали традиционные виды деятельности, связанные с особенностями ландшафта и климата - оленеводство, рыболовство, охота и собирательство, а также переработка и реализация их продукции: выделка шкур, изготовление национальной утвари, инвентаря, меховой одежды, обуви, изготовление и реализация национальных сувениров и др. Все это являлось следствием рационального природопользования [67, с. 166]. К сожалению, сегодня саамы утратили многое из того, что отвечало принципу природосообразности в прошлом. И в этом не только их вина. Однако в современном мире техногенных и природных катастроф все большее внимание приковывает к себе экологическое сознание предков, в основе которого лежал принцип природосообразности. Это не значит, что все, наработанное давно, нужно брать без оглядки. Скорее всего, необхо­ димо переосмысление опыта человечества и синтез его лучших традиций и современных научных достижений. 1.3. Атрибуция культуры российских саамов Уникальность культуры саамов явилась причиной ошибок ее атри­ буции, примеры которой мы встречаем в этнографических источниках. Процесс освоения человеком собственной культуры протекает бессо­ знательно, начиная с рождения, в результате социализации и инкультура- ции, именно поэтому многие феномены и элементы родной культуры вос­ принимаются как сами собой разумеющиеся, «правильные». В чужой культуре не все бывает понятно, и тогда информацию, получаемую в ре­ зультате наблюдения и познания, приходится додумывать, объяснять, что­ бы адекватно взаимодействовать с представителями другой культуры. Ме­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz