Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Ручейком звенел твой голосок. будешь, словно резвый олененок, в летней тундре набираться сил (Воронова О. Все проходит ) И душа твоя распустится, Как подснежники в лесу. (Воронова О. Над туманной поволокою) Что была старуха эта И стройна, и хороша!.. .. .Куропаткою порхала, Где кунице не пролезть. (Воронова О. Веллес-Карнос) Представление саамов об одинаковом устройстве природы и челове ка отражает лексема пёссъ ‘послед’ (букв, ‘гнездо’ [AAA]; ‘1. береста 2. гнездо’ [132, с. 254; 73, с. 72]), обнаруженная автором работы в ходе по левых исследований при интервьюировании А.А. Антоновой, носителя са амского языка. Образ жизни людей и законы природы сливались в единое целое, по этому отношение к природе и человеку строилось на нравственной ответ ственности перед собой и миром Природы. Природа упорядочивала реаль ность, отношения между людьми, входящими в семейно-родственную группу с устойчивыми связями. Так, за каждой семьей было закреплено свое озеро, которым она пользовалась в течение нескольких поколений, поэтому нарушение его экологии было противоестественно и опасно для жизни рода. Для саамской культуры характерно было воспитание ребенка как ча сти Вселенной и организация жизни по ее законам, нежелание нарушать существующие тенденции развития в окружающем мире. Пожалуй, демон страцией этого принципа может служить на первый взгляд шуточное дет ское стихотворение А.А. Антоновой, которое обнаруживает глубинную связь с мифологическим мировоззрением саамов: Вышла из вежи семейка моя: Молния-мама, Гром-папа и я, 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz