Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Зависимость от космических природных явлений, прекрасное знание законов природы породило табу, которое было мерой, не давая выйти за рамки гармоничного сосуществования человека и природы, помогало обе регать ее. В фольклоре саамов сохранились сведения о табу Мяндаша1 «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой, шкуры оленей приобретают запах, чуждый дикарям, значит, охотник может себя обнаружить. Существовал запрет бить спящего оленя [181, с. 134, 135]. В стаде диких (дикарей) нельзя убивать любого оленя, а только одну ва женку на прокорм семье. Нельзя было смотреть в глаза Мяндашу: за это карала судьба. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следо вало говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе ло парей [181, с. 75, 79]. Все это были охранительные табу, помогающие сберегать хрупкий мир северной природы и жизнь человека в нем, для чего существовали также определенные магические ритуалы, как, например, ритуал обновле ния крови во время одного из древних тайных праздников саамов «Имание оленей» (праздник священного зачатия), во время которого члены тотем ной группы в праздничном одеянии, напоминающем образ оленя, подра жали действиям самцов-хирвасов, «сражаясь» за важенку-женщину [25, с. 405]. Позже система табу трансформировалась в неписаный свод правил поведения оленеводов: Пастухи не тревожат, не стреляют живность вблизи маршрута. Так идет от прадедов [10, с. 18]; Кормящееся стадо пу гать не принято [10, с. 20]; Не приучены саамские дети забираться в тепло жилья раньше родителей. Это неписаный закон тундры [10, с. 32]. Природа была мерой, эталоном красоты человека, что выражалось в пословицах. О заботливой жене, матери говорили: « Хлопочет вокруг них, как куропаточка», об уставшем человеке - «Идет, как изнуренный олень». О характерных качествах человека, проявляющихся с детства - «Оленя видно теленком, а человека в люльке». О качествах жены —« Хороший олень виден под грузом, а хорошая жена у люльки». Это мировосприятие отражают сравнения и метафоры, используемые в современной саамской литературе: Чтоб росла, как молодой лесок, Чтобы днями у крыльца родного 1Мяндаш - олень, покровитель лопарей, тотемное животное. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz