Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Зависимость от космических природных явлений, прекрасное знание законов природы породило табу, которое было мерой, не давая выйти за рамки гармоничного сосуществования человека и природы, помогало обе­ регать ее. В фольклоре саамов сохранились сведения о табу Мяндаша1 «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой, шкуры оленей приобретают запах, чуждый дикарям, значит, охотник может себя обнаружить. Существовал запрет бить спящего оленя [181, с. 134, 135]. В стаде диких (дикарей) нельзя убивать любого оленя, а только одну ва­ женку на прокорм семье. Нельзя было смотреть в глаза Мяндашу: за это карала судьба. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следо­ вало говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе ло­ парей [181, с. 75, 79]. Все это были охранительные табу, помогающие сберегать хрупкий мир северной природы и жизнь человека в нем, для чего существовали также определенные магические ритуалы, как, например, ритуал обновле­ ния крови во время одного из древних тайных праздников саамов «Имание оленей» (праздник священного зачатия), во время которого члены тотем­ ной группы в праздничном одеянии, напоминающем образ оленя, подра­ жали действиям самцов-хирвасов, «сражаясь» за важенку-женщину [25, с. 405]. Позже система табу трансформировалась в неписаный свод правил поведения оленеводов: Пастухи не тревожат, не стреляют живность вблизи маршрута. Так идет от прадедов [10, с. 18]; Кормящееся стадо пу­ гать не принято [10, с. 20]; Не приучены саамские дети забираться в тепло жилья раньше родителей. Это неписаный закон тундры [10, с. 32]. Природа была мерой, эталоном красоты человека, что выражалось в пословицах. О заботливой жене, матери говорили: « Хлопочет вокруг них, как куропаточка», об уставшем человеке - «Идет, как изнуренный олень». О характерных качествах человека, проявляющихся с детства - «Оленя видно теленком, а человека в люльке». О качествах жены —« Хороший олень виден под грузом, а хорошая жена у люльки». Это мировосприятие отражают сравнения и метафоры, используемые в современной саамской литературе: Чтоб росла, как молодой лесок, Чтобы днями у крыльца родного 1Мяндаш - олень, покровитель лопарей, тотемное животное. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz