Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Морфология саамского музыкального инструментария тесным обра­ зом связана с флорой и фауной Лапландии. Основной корпус инструмен­ тария составляют кости, рога, копыта, шкура и сухожилия оленя, медвежьи и волчьи клыки и когти, щучьи и лосиные зубы, горло арктической гагары, тетерева и гуся. Колотушку для бубна делали из заячьей лапы, свистковые флейты - из лебединого пера, мембрану бубна обтягивали оленьей кожей, а прикрепляли ее к корпусу сухожилиями [148, с. 39]. Своеобразно песенное творчество саамов. В.И. Немирович- Данченко, отмечая однообразие саамских мотивов, объяснял это влиянием окружающей природы [108, с. 213]. Окружающая человека действительность, его совокупность знаний о мире своеобразно запечатлены в саамском орнаменте, в котором отрази­ лись все основные силы природы и основные промыслы народа - охота, рыболовство, собирательство. Одежду и обувь из оленьих шкур саамские женщины шили, пользуясь нитками, ссученными из оленьих жил (коньт сунн). Вытянутые из спины и ног оленя жилы сушились, затем расщепля­ лись пальцами на тонкие волокна, из которых руками сучились любой толщины нити, для чего волокна прижимали к щеке [41, с. 46; 110, с. 77]. Для изготовления сумочек саамы и сейчас пользуются шкурой рыбы, вы­ деланной специальным способом. Особую ценность представляет народный календарь, лексический материал которого позволяет реконструировать картину мира в ее наибо­ лее архаичных аспектах и является важным источником изучения хозяй­ ственного уклада населения. Календарь «выступает как один из способов освоения окружающего мира - структурирования пространства, познания природных явлений, осознания человеком своего места в системе миро­ устройства» [90]. Время в дописьменной саамской культуре определялось прежде все­ го природными ритмами. В календаре отражены наблюдения саамов за пе­ риодическими изменениями в природе (погодно-климатическими услови­ ями, состоянием флоры и фауны), последовательность хозяйственных се­ зонов и смена времен года: месяц оленьего гона —время, когда олени- производители начинают делить важенок1 [ААА], при этом олени-самцы издают характерные громкие звуки - хоркают; лебединый месяц-, месяц первого олененка', месяц малошерстной шкуры [ААА]. 1Важенка - олениха 3-6 лет. отелившаяся один раз. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz