Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

саамы Кольского полуострова [41, с. 72-73]. «Долгое время держалось мнение, что Лопари имеют власть над ветрами, что они завязывают три волшебных узла и когда развязывают один - подымаются ветры с умерен­ ной силой; когда развязывают второй узел - начинают дуть ветры более сильные, когда развяжут третий - поднимется буря и гроза. Рассказывали также, что лопари могут удержать корабли на ходу, так что никакая сила ветров не может их сдвинуть с места. <...> При такой власти над природой и при способности через гадания и через прямые откровения духов знать тайное и предвидеть будущее нойды, естественно, имели и высокое значе­ ние - были национальными пророками» [147, с. 25]. Искусство колдовства обыкновенно переходило от отца к сыну, но можно было и научиться ему [175, с. 36, 37], поэтому оно не удивляло лопарей. Жизнь в природе, зависимость от нее требовала физической закалки, особых навыков, поэтому воспитание детей происходило в согласии с ми­ ром природы, в понимании того, что человек является частью ее, частью Вселенной. Дети вовлекались в трудовые процессы взрослых: мальчики рано научались стрелять из лука, не случайно одна из саамских сказок называется «Семилетний стрелок из лука», девочки помогали матери по хозяйству, осваивая вязание, вышивание и шитье одежды. Такие мастери­ цы славились, при сватовстве выбирали девушку-умелицу, и ее умения це­ нились больше, чем приданое. Игры детей также были направлены на вы­ работку определенных навыков, они с раннего возраста носили подража­ тельный или соревновательный характер: подражали трудовым действиям, побуждали активность ребенка, развивали в нем физические способности, необходимые для жизни в условиях тундры. Названия игр говорят сами за себя: «Заарканивание оленей», «Олени на лыжах», «Броски на дальность, меткость и стрельба», «Волк и олени», «Метание в летящий мяч» и др. [95]. Через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудо­ вым традициям семьи, поэтому родители относились к ним весьма серьез­ но - обеспечивали соответствующими предметами: арканом, нартами, ме­ хом, кусочками сукна и т.д. Образцом, эталоном жизни в пространстве и времени была природа, которая становилась мерой всего для саама. Находясь в тесной взаимосвя­ зи с нею, человек должен был жить по ее законам и образцу. Так, напри­ мер, семантика народных танцев саамов состоит в подражании природе. Танцы ворона, медведя, оленя могли являться частью ритуального действа на основе почитания тотема. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz