Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
1.2. Природосообразность как особенность культуры саамов Идея природосообразности, зародившаяся в античном обществе (Де мокрит, Платон, Аристотель), наиболее подробно была разработана в педагогике (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский). Сегодня характеристику разных аспектов принципа природосообразности можно встретить в трудах психологов, философов, развивается новое направление —изучение природосообразно сти как принципа ноосферного образования (Н.В. Маслова, Б.А. Астафьев, И.Н. Шванева и др). Принцип природосообразности относительно культуры саамов, ко ренных жителей Заполярья, понимается нами как единство природы и че ловека, согласованность общих законов развития природы и человека, его «ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя», «развитие плане тарного мышления и воспитание природоохранного поведения» [47, с. 38]. Своеобразная арктическая культура саамов сформировала такую особенность саамского образа жизни, как природосообразность, что давно заметили этнографы. Так, например, саам никогда не брал рыб или птицы больше, чем нужно для нужд семьи. Эта особенность саамского ментали тета вызывала со стороны путешественников и исследователей упреки в неразумности жизни коренного народа, причину которой они видели в лености, бесхозяйственности [128, с. 24; 191, с. 67], «апатичности по природе» [32, с. 89]. Некоторые этнографы называли такой образ жизни саамов «растительной формой», которая «берет в нем перевес над жизнью животною и тем более жизнью разумного существа» [58, с. 77]. Однако это был взгляд представителей другой культуры, чуждой саамам, не учитыва ющий того факта, что природосообразность коренного народа идеально соответствовала местным климатическим условиям и была залогом его выживания. Близость к природе, постоянная зависимость от нее способствовали накоплению эмпирических знаний об окружающем мире, развивали наблюдательность, смекалку, способность ориентироваться в природной среде обитания. Не случайно саамы были превосходными проводниками, а саамские шаманы считались самыми сильными колдунами. Шаманы (ной- ды) могли повелевать погодой, управлять бурями, и в пределах самой Ла пландии славой наиболее могущественных чародеев пользовались именно 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz