Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Русского географического общества во главе с Д.А. Золотаревым [62; 63; 64]. В состав лопарской экспедиции с целью антропологического и медико-гигиенического изучения саамов Кольского полуострова, кроме профессора Д.А. Золотарева, вошли врач Ф.Г. Иванов-Дятлов и этнограф В.В. Чарнолуский. Ученым удалось собрать сведения о похоронно­ погребальном обряде, быте, нравах и мировоззрении лопарей, народной медицине и ветеринарии [63; 66]. Ценными источниками сведений о духовной культуре кольских са­ амов стали книги этнографа В.В. Чарнолуского, который неоднократно бывал на Кольском полуострове и собрал богатый материал о быте, веро­ ваниях, фольклоре народа Севера [179; 181]. Ученый записал слова, кото­ рыми саамы обозначали разные жанры фольклора. В. Чарнолуский был первым этнографом, который работал у саамов Кольского полуострова по­ сле Октябрьской революции. Его наблюдения тем более ценны, что это было время (конец 1920-х годов) перед коллективизацией, когда хозяйство коренного народа, в частности оленеводство, и вся их культура еще сохра­ няли свои традиционные черты. Огромен вклад В. Чарнолуского в изучение и сохранение саамского фольклора. Многие собранные им ма­ териалы остаются еще неопубликованными и хранятся в фондах музеев или в частных коллекциях. Большое внимание вопросам изучения самобытной культуры абори­ генов уделял В.К. Алымов, исследователь коренного населения края. Осо­ бенно важна роль В.К. Алымова в создании в конце 1920-х гг. Общества изучения Мурманского края, которое объединило в своем составе краеве­ дов и исследователей Мурмана и в 1927-1928 гг. издало «Доклады и сооб­ щения», посвященные в том числе и вопросам изучения самобытной мате­ риальной и духовной культуры саамов. В книге В.К. Алымова «Лопари» находится богатый материал о семейном укладе, родильном обряде, уходе за детьми, детских игрушках и играх. Отдельная глава посвящена лопар­ скому фольклору [3]. Источниками изучения духовной культуры и лексики, ее отражаю­ щей, является фольклор, интерес к которому возобновился с середины XX в. Результатом экспедиций под руководством Г.М. Керта по сбору фольклорных, этнографических и топонимических материалов саамов Кольского полуострова явились сборники образцов саамской речи: «Об­ разцы саамской речи, материалы по языку и фольклору саамов Кольского полуострова (кильдинский и иоканьгский диалекты)» (1961), «Образцы са­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz