Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Мировоззрение коренного народа интересовало ученого-практика A.П. Энгельгардта, который оставил в своих путевых записках сведения о жертвенных местах саамов [191, с. 60]. Однако в работах русских исследователей и путешественников вплоть до начала XX в. зачастую «представления о лопарях слагались на основании описаний западных лопарей» [64, с. 5; 69, с. 6]. В то же время духовная культура саамов Кольского полуострова не была отдельным предметом исследования ученых. На отсутствие монографических описа­ ний культуры саамов до революции указывал З.Е. Черняков. Отправной точкой изучения этнографии саамов ученые долгое время признавали кни­ гу Н.Н. Харузина «Русские лопари». Это связано с тем, что научный инте­ рес к истории и культуре Мурмана появился только в конце XIX - начале XX вв., когда мурманский регион стал предметом исследования историков, географов, этнографов В.Ю. Визе, М. Кастрена, А.И. Кельсиева, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Харузина и др., писате­ лей М.М. Пришвина, К.К. Случевского и др., художников А.Н. Бенуа, B.В. Верещагина, К.А. Коровина и др. В это время появляется образ пред­ ставителей коренного северного народа, его культуры [102, с. 23]. В 1911, 1912, 1914 и 1917 гг. в «Известиях Архангельского общества изучения русского Севера» были опубликованы статьи известного полярника В.Ю. Визе по отдельным вопросам саамской этнографии и фольклора. Научная ценность статей, посвященных саамским сейдам, музыке и эпосу, в том, что в них содержится не только обильный фактический материал, но и глубоко научная его интерпретация [37; 38]. В.Ю. Визе отметил живучесть языческих верований в среде лопарей: «И сейчас еще почитание сейдов не совсем исчезло среди лопарей и < ...> в частностях своих имеет много об­ щего с культом сейд древних лопарей. Тот факт, что Н. Харузин 25 лет то­ му назад не мог найти и следа почитания сейдов у современных ему рус­ ских лопарей, объясняется, конечно, только тем, что этот ученый не был в глухих местах Лапландии, ограничившись только легко доступными мест­ ностями, и за время своего короткого пребывания в этой области не мог тесно сблизиться с лопарями и войти в их доверие». Верования в проис­ хождение сейдов вследствие окаменения нойдов Визе объясняет аними­ стическим мировоззрением коренного народа [39, с. 458-459]. Этнографические исследования среди саамов в России после первой мировой войны, октябрьских событий и гражданской войны возобнови­ лись только в конце 1920-х гг. благодаря Карело-Мурманской комиссии 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz