Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Мировоззрение коренного народа интересовало ученого-практика A.П. Энгельгардта, который оставил в своих путевых записках сведения о жертвенных местах саамов [191, с. 60]. Однако в работах русских исследователей и путешественников вплоть до начала XX в. зачастую «представления о лопарях слагались на основании описаний западных лопарей» [64, с. 5; 69, с. 6]. В то же время духовная культура саамов Кольского полуострова не была отдельным предметом исследования ученых. На отсутствие монографических описа ний культуры саамов до революции указывал З.Е. Черняков. Отправной точкой изучения этнографии саамов ученые долгое время признавали кни гу Н.Н. Харузина «Русские лопари». Это связано с тем, что научный инте рес к истории и культуре Мурмана появился только в конце XIX - начале XX вв., когда мурманский регион стал предметом исследования историков, географов, этнографов В.Ю. Визе, М. Кастрена, А.И. Кельсиева, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Харузина и др., писате лей М.М. Пришвина, К.К. Случевского и др., художников А.Н. Бенуа, B.В. Верещагина, К.А. Коровина и др. В это время появляется образ пред ставителей коренного северного народа, его культуры [102, с. 23]. В 1911, 1912, 1914 и 1917 гг. в «Известиях Архангельского общества изучения русского Севера» были опубликованы статьи известного полярника В.Ю. Визе по отдельным вопросам саамской этнографии и фольклора. Научная ценность статей, посвященных саамским сейдам, музыке и эпосу, в том, что в них содержится не только обильный фактический материал, но и глубоко научная его интерпретация [37; 38]. В.Ю. Визе отметил живучесть языческих верований в среде лопарей: «И сейчас еще почитание сейдов не совсем исчезло среди лопарей и < ...> в частностях своих имеет много об щего с культом сейд древних лопарей. Тот факт, что Н. Харузин 25 лет то му назад не мог найти и следа почитания сейдов у современных ему рус ских лопарей, объясняется, конечно, только тем, что этот ученый не был в глухих местах Лапландии, ограничившись только легко доступными мест ностями, и за время своего короткого пребывания в этой области не мог тесно сблизиться с лопарями и войти в их доверие». Верования в проис хождение сейдов вследствие окаменения нойдов Визе объясняет аними стическим мировоззрением коренного народа [39, с. 458-459]. Этнографические исследования среди саамов в России после первой мировой войны, октябрьских событий и гражданской войны возобнови лись только в конце 1920-х гг. благодаря Карело-Мурманской комиссии 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz