Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

распространившееся столетием позже, шло рука об руку и с действитель­ ным просвещением лопарей» [32, с. 36]. Профессиональными этнографами, изучавшими саамов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саамские районы в 1887 году. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. В путевых воспоминаниях Веры Харузиной содержится богатый эт­ нографический материал об искусстве изготовления костюма лопарей и его национальных особенностях, связанных с их образом жизни: «В ко­ стюме лопарки мне бросились прежде всего в глаза 2-3 побрякушки, при- вешенныя к поясу. Оказалось, что это был нож и игольник, сделанные до­ вольно искусно из лебяжьей кости... каждая лопарка носит на поясе нож и принадлежности шитья, так как умение хорошо шить ставится в особенное достоинство лопарской женщины» [173, с. 179]. Исследователь знакомит с жизненными ценностями саамов: «У нас и сватают больше ту девку, кото­ рая шить хорошо умеет. Которая «яры»1 сумеет сшить - ту и сватают» [173, с. 180]; правилами ухода за ребенком и верованиями лопарей: «Лопа­ ри до сих пор боятся чуди. Буря ли, метель застигнет в пути лопаря - то чудь разыгралась, по его представлениям, страшная чудь, которая теперь ушла в землю... И лопарь... знает много заговоров, способных защитить его от нее» [173, с. 189]. Ряд важных замечаний о верованиях саамов со­ держится в курсе лекций В. Харузиной по этнографии, в которых изложе­ ны «верования малокультурных народов» [174]. В монографии Н.Н. Харузина «Русские лопари», которая «на долгое время стала основным источником сведений по этнографии саамов» [41, с. 8], четвертая глава посвящена древней религии лопарей и следам древ­ них верований среди современных этнографу русских лопарей. В пятой главе говорится об обрядах жизненного цикла, семейном и общественном быте кольских саамов. Шестая глава посвящена народному творчеству и анализу саамского фольклора. Ценность труда Н. Харузина состоит в том, что в нем собраны подробные сведения об обрядах и обычаях русских лопарей разных погостов, проведено сравнение мифологических представлений западных и российских саамов, проанализировано влияние христианства на мировоззре­ ние коренного народа. О самобытности духовной культуры саамов, о том, что она пред­ ставляет большой познавательный и научный интерес, писал священник К. Щеколдин [190]. ' Яры - длинные меховые сапоги из оленьих шкур. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz