Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

1877 году. А.И. Кельсиев проводил антропологические измерения в саам­ ских погостах, делал зарисовки, вел записи лингвистического и этногра­ фического материалов, собрал небольшую коллекцию резьбы по дереву, плетению из бересты и корней, вышивок бисером, предметов одежды, изображений родовых клейм. В дневнике от 22 июля 1877 года он писал: «Собрал богатый и драгоценный по редкости и красоте этнографический материал, еще совершенно неизвестный в столицах» [69, с. 1]. К сожале­ нию, в настоящее время материал этот утрачен [80, с. 62]. В докладе Коми­ тету по антропологическим результатам он сообщал: «Составлен словарь слишком 200 элементарных слов лопарского языка на восточных и запад­ ных наречиях. При содействии филологов Европеуса, Крона и Генетца есть надежда на серьезные филологические выводы» [69, с. 9]. Особый интерес к саамам в литературе наблюдается со второй поло­ вины XIX в. Ряд статей на страницах Известий Архангельского общества изучения русского Севера, нередко принадлежащих перу политических ссыльных (А.С. Ефименко, П. Ефименко и др.), знакомят с экономикой, бытом, поэзией и социально-правовым положением саамов [41, с. 7]. Разнообразные сведения о быте и духовной жизни русских лопарей собраны в этнографическом очерке Н. Дергачева: подробно описан обряд крестования, распространенный у саамов, история христианизации коль- ского Севера и роль в этом Феодорита, церковные обряды, которые со­ блюдают русские лопари. Отдельный раздел посвящен языческим верова­ ниям саамов, связанным с жертвоприношением, а также мифологическим представлениям коренных жителей, демонологии, колдунам и колдовству. Другой - обрядам: родильному, крестильному, погребальному; более по­ дробно - свадебному. Н. Дергачев сообщает редкие сведения об обычаях, направленных на охранение скота от зверя, человека от медведя, в отдель­ ном разделе знакомит с разного рода увеселениями лопарей, как-то: бесе­ дами, играми, песнями [55]. О религиозности лопарей можно почерпнуть сведения у Д.Н. Островского: «На Крещенье лопари приезжают к церкви Бориса и Глеба для крещения детей, игры свадеб» [113, с. 3]. История христиани­ зации саамов русской Лапландии и ее значение для северного народа из­ ложены в книге Д.Н. Бухарова «Поездка по Лапландии осенью 1883 года»: «У нас и первые просветители и их последователи ограничились лишь формальною стороною дела, тогда как рядом в Скандинавии христианство, 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz