Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Трансформированные мифо-фольклорные элементы помогают Н. Фениной конструировать художественную реальность. Писательница «буквально» использует фольклорную традицию - переносит традицион­ ный мотив или образ в свое произведение, т. е. «реализует его в том «кон­ кретном» виде предметно-действенного осуществления, что и в народной поэтической традиции, с той или иной долей трансформации в тексте» [101, с. 81]. Для творчества Н. Фениной характерен фольклорно­ этнографический контекст, который, вслед за У.Б. Далгат, понимаем как «полное подчинение контексту произведения и сохранение эстетики фоль­ клора» [53, с. 6, 14], и мировоззренческий фольклоризм [см. об этом: 50], поскольку писатель в своих произведениях отражает особенности миро­ воззрения оленеводческого народа, взгляды древних саамов на устройство мира. Н. Фенина обращается к фольклорно-мифологическим истокам куль­ туры своего народа в период, когда традиционные ценности находятся под угрозой. Центральной мыслью в творчестве писательницы является мысль о единстве природы и человека, следование законам предков, чистота по­ мыслов. В условиях русскоязычия, исчезновения родного языка именно лите­ ратура передает культурные ценности и ментальные концепты этноса. Ценность нерасторжимого слияния человека и природы, взаимозависимо­ сти и взаимообусловленности, природосообразности, которые были харак­ терны для языческого понимания саамов в далеком прошлом, оказались актуальными сейчас, в XXI в. Мифологическое и собственно фольклорное начало в их взаимосвязи в творчестве художников слова моделируют кар­ тину мира саамов. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz