Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

номена как физического и психического явления, которое человек всегда пытался постичь. В творчестве Н. Фениной функция снов разнообразна: сны являются продолжением реальности; гармоничным миром души, связанным с прият­ ными воспоминаниями; переживанием реальности, связанным с пробле­ мами профанного мира; сны пророчествуют; наконец, сны главного героя Эйна выполняют функцию его психологической характеристики. Эти функции имеют под собой основание в мировоззрении саамов - в распро­ страненной у них вере в сны: «Каждое утро лопари рассказывают друг другу свои сны и семейным советом объясняют то или другое значение его». Саамы верили, что «во время сна душа путешествует и видит и слы­ шит, и то, что она видит, и есть сновидение» [172, с. 208, 209]. К более поздним верованиям относится вера в то, что пророческие сны посылаются Богом или чертом, но чаще чертом. В «Сказке о Севере» все приключения Ена происходят в его сне. Сон и реальность сосуществуют друг с другом и зачастую являются продолже­ нием друг друга: просыпаясь, герой наяву встречает девушку из сна и по­ нимает, что это его суженая. После сна Вильгис начинает свою новую жизнь в семье Ена, в мире людей. Во сне сыновья волчицы все больше за­ бывают о наказах матери и о своем сказочном мире. В сказке «Вначале был дан путь» сон является прекрасным миром, в котором обитала душа до своей земной жизни: «ее окружали огромные ласковые животные», «солнце светило и везде была радуга», «всегда было тепло», звучит «чарующая мелодия», этот мир наполнен любовью. Во сне Эйну вспоминаются счастливые моменты детства, юности, семейной жиз­ ни. Наконец, во сне душа героя вновь переживает разные значимые момен­ ты жизни Эйна: нападение на него медведя-шатуна, потеря его женой Ма­ шей ребенка на нервной почве. Душа Эйна может существовать только в мире сновидений, где она свободна от бытовых проблем, в которых посто­ янно находится сам герой. Из снов Эйна читатель узнает подробности жизни не только главного героя, но и людей поселка, даже всей страны. Жизнь вне сна - жизнь в пьяном угаре и в бытовых проблемах, в неспра­ ведливости и обидах. Жизнь во сне - это всегда грезы. В сказке «Вначале был дан путь» сон является границей между прошлой и новой жизнью Эй­ на, перемежается с рассказом о реальной жизни героя. Сон - это жизнь души и «самое лучшее лекарство» для нее. Во сне мать Ена видит вещий сон, из которого понимает, какая опасность грозит ее сыну. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz