Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
номена как физического и психического явления, которое человек всегда пытался постичь. В творчестве Н. Фениной функция снов разнообразна: сны являются продолжением реальности; гармоничным миром души, связанным с прият ными воспоминаниями; переживанием реальности, связанным с пробле мами профанного мира; сны пророчествуют; наконец, сны главного героя Эйна выполняют функцию его психологической характеристики. Эти функции имеют под собой основание в мировоззрении саамов - в распро страненной у них вере в сны: «Каждое утро лопари рассказывают друг другу свои сны и семейным советом объясняют то или другое значение его». Саамы верили, что «во время сна душа путешествует и видит и слы шит, и то, что она видит, и есть сновидение» [172, с. 208, 209]. К более поздним верованиям относится вера в то, что пророческие сны посылаются Богом или чертом, но чаще чертом. В «Сказке о Севере» все приключения Ена происходят в его сне. Сон и реальность сосуществуют друг с другом и зачастую являются продолже нием друг друга: просыпаясь, герой наяву встречает девушку из сна и по нимает, что это его суженая. После сна Вильгис начинает свою новую жизнь в семье Ена, в мире людей. Во сне сыновья волчицы все больше за бывают о наказах матери и о своем сказочном мире. В сказке «Вначале был дан путь» сон является прекрасным миром, в котором обитала душа до своей земной жизни: «ее окружали огромные ласковые животные», «солнце светило и везде была радуга», «всегда было тепло», звучит «чарующая мелодия», этот мир наполнен любовью. Во сне Эйну вспоминаются счастливые моменты детства, юности, семейной жиз ни. Наконец, во сне душа героя вновь переживает разные значимые момен ты жизни Эйна: нападение на него медведя-шатуна, потеря его женой Ма шей ребенка на нервной почве. Душа Эйна может существовать только в мире сновидений, где она свободна от бытовых проблем, в которых посто янно находится сам герой. Из снов Эйна читатель узнает подробности жизни не только главного героя, но и людей поселка, даже всей страны. Жизнь вне сна - жизнь в пьяном угаре и в бытовых проблемах, в неспра ведливости и обидах. Жизнь во сне - это всегда грезы. В сказке «Вначале был дан путь» сон является границей между прошлой и новой жизнью Эй на, перемежается с рассказом о реальной жизни героя. Сон - это жизнь души и «самое лучшее лекарство» для нее. Во сне мать Ена видит вещий сон, из которого понимает, какая опасность грозит ее сыну. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz