Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

происхождение; к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. В произведениях Н. Фениной сейд выполняет свою мифологическую функцию: является священньм местом, жилищем духов, которые могут защитить человека («Сказка о Севере») или наказать, если нарушаются древние законы («Вначале был дан путь»). С тотемическими представлениями и культом гор и камней связан мотив окаменения, распространенный в сказках и мифах саамов. В камень превращает Владыка морей саамских мужчин и Эйна («Вначале был дан путь»). К фольклорным мотивам относится мотив оборотничества: в чело­ века преращается Вильгис, волчата («Сказка о Севере»), О мифо-фольклорной основе творчества писательницы свидетель­ ствует существование параллельных миров в произведениях [15]. В «Сказ­ ке о Севере» это реальный мир оленеводов-охотников и вымышленный, сказочный мир Вильгис-оленихи и Волчицы, вечный мир Природы, суще­ ствующий по своим законам, отличным от законов мира людей. Сказоч­ ный мир связан с языческими представлениями древних саамов о мире мяндашей [179, с. 117]. В сказке «Вначале был дан путь» изображен мир современных жителей саамского поселка и сказочный мир. Все эти миры не только пересекаются и воздействуют друг на друга, но и противостоят друг другу. Сказочные миры невраждебны героям, так, все мифологические пер­ сонажи и духи помогают Эйну. Мир людей построен по другим законам - в нем царят жадность, зависть и озлобленность. Люди думают каждый о себе, они ослеплены цветом желтого металла («Сказка о Севере») или кра­ сотой красного камня («Вначале был дан путь»). Убийство планируется и совершается в мире людей (профанном мире), мифический (сакральный) мир строится по законам гармонии, а значит - справедливости, поэтому духи горы наказывают жадных людей, превращая их в камни. По закону гармонии поступает и Владыка морей, который милует Эйна и других мужчин, потому что их любят жены и сестры. Противопоставление миров соответствует внутренней логике мифа, отмеченной Е.А. Мелетинским, в которой главной семантической оппозицией является «оппозиция сакраль­ ного и профанного» [99, с. 25]. Одним из важных мотивов в творчестве Н. Фениной является мотив сна, распространенный в мировой литературе. О связи мифа и сна писали Э. Фромм («Забытый язык»), К.Г. Юнг («Архетип и символ»), А.М. Реми­ зов («Огонь вещей»), др. Интерес ко сну связан со спецификой этого фе­ 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz