Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Многие русские литераторы отмечали самобытность и своеобразие жизненного уклада и духовного мира лопарей. Писатель С.В. Максимов осуществил свою «литературную экспедицию» в Лапландию в 1856 году. Ее результатом стала известная книга ярких путевых очерков «Год на Се вере» [92]. «Лопарь, за крайнею ли удаленностью церквей, или по другим каким, более важным причинам, при православии - крайне суеверен и ма ло религиозен при всем стремлении уподобляться русским, как сделал это, например, относительно одежды. У лопарей в округе Аккульском водятся такие опытные колдуны, к которым приходят гадать чухны из Саволакса и других мест Финляндии. Здешние кудесники не употребляют однако ни причитаний, ни заговоров, ограничиваясь некоторыми механическими приемами, передаваемыми из рода в род. Терские, например, не соблюдая постов, употребляют круглый год куропаток и наивно оправдываются тем, что куропатка - летучая рыба. Новорожденный ребенок иногда целые годы остается у них без крещения; редкий из взрослых знает какую-либо молит ву: большая часть ограничивается крестными осенениями и частыми по клонами перед иконами в часовнях, при своих погостах, при свете свечей, которые держат обыкновенно в руках; лопари носят крест, как украшение, поверх одежды» [92, с. 84]. Ряд популярных произведений, посвященных обитателям Лапландии, опубликовал известный беллетрист В.И. Немирович-Данченко, опровергший устоявшееся до него мнение об отсутствии народной поэзии у лопарей [105; 106; 107]. В опубликованной в 1878 году работе А.С. Ефименко «Юридические обычаи лопарей» в отдельном разделе подробно описаны обычаи саамов при вступлении в брак, кумовство, крестование, особенности характера, представления о жизни, взаимоотношения, права и обязанности [60, с. 19- 53]. Ценные сведения о дохристианских верованиях лопарей, в частности вере в сейдов, содержатся в книге известного путешественника- беллетриста А.В. Елисеева «По белу свету»: «Времена язычества для лопа рей недалеки. Вся Лапландия полна остатками этой эпохи. Даже и теперь лопарь, нося официально имя христианина, на самом деле бывает часто грубым язычником и пантеистом, который обоготворяет каждое дерево, каждую гору и реку» [58, с. 72-77]. В связи с подготовкой первой в России антропологической выставки, ее организационный комитет командировал на Кольский полуостров мо лодого естествоиспытателя А.И. Кельсиева. В течение двух месяцев в и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz