Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
мужчине серьезные увечья. Эйна, к тому времени поступивший в сельско хозяйственный институт на зоотехника, вынужден бросить учебу и долго лечиться. Безработный, он промышляет рыболовством, но и здесь его под стерегают неприятности: он встречается с инспекторами рыбнадзора, его избивают, на него заводят уголовное дело. Эйна получает условный срок за нападение на представителей власти и огромный для его семьи штраф. В самый безысходный момент мужчина находит школьную тетрадь со сказкой, которую когда-то для дипломной работы записала его жена. В сказке действует главный герой по имени Эйна, который становится нойдой. Сказка предвещает изменения в жизни реального героя. В скором времени реальный Эйна попадает в автомобильную аварию, после которой в нем просыпаются экстрасенсорные способности: он начинает «видеть и слышать то, о чем раньше даже и представить невозможно было». Озабо тившись этим, Эйна идет к родственнице тетке Кате, которая и передает ему дар шамана вместе со старым шаманским бубном. Так Эйна становит ся уважаемым нойдой. Н. Фенина, практикующий нойд, многое знает и понимает в саам ском шаманизме, что помогло ей создать яркие образы нойдов в своих произведениях. В творчестве писательницы образ шамана представлен как идеал человека, которому саамы верят безоговорочно и обращаются к нему в трудных жизненных ситуациях. Предсказания и советы шаманов форми ровали сознание северного народа, его культурные ценности, передавая наказы предков. Эйна научился у нойда помогать людям советами, лечить их. Ен понял, что равновесие в природе нарушать нельзя, иначе реальный и сказочный миры погибнут. Эти знания помогали выживать северному народу в суровых условиях Севера. В произведении «Вначале был дан путь» действуют духи камней, ветра, горы, которые помогают Эйну попасть к Владыке морей и освобо дить саамских женщин, победить чудь. Вся природа оказывает помощь главному герою, что характерно для фольклорной традиции. Анимистическими и тотемическими представлениями коренного народа объясняется поклонение сейдам - священным камням, в которых, по понятиям саамов, обитал дух этого камня, предок и даже родоначальник жителей какого-нибудь населенного пункта [181, с. 133], дух-хозяин опре деленной территории, от которого зависела удача в промыслах [94]. В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно внезап ным превращением людей в камни, т. е. им приписывается человеческое 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz