Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
тотемного животного. Тюлень помогает Эйну перемещаться в морском царстве и отвозит его к Владыке морей («Вначале был дан путь»). В творчестве Н. Фениной представлены фольклорно мифологические воззрения, которые опираются на тесную связь человека с духовным миром предков (тотемизм и анимизм). Традиционен для саамского фольклора образ шамана - нойда, кото рый является одним из глубинных проявлений мифологического сознания саамского этноса. Культ шамана и идеология шаманизма долгое время за нимали важное место в жизни народов Сибири и Севера. Некоторым дар шамана передавался по наследству, иногда человек становился нойдой в течение жизни, но для этого ему трижды посылалась болезнь, во время которой в разных видениях он обучался мастерству шамана. Колдовству можно было научиться и от другого нойды [172, с. 217]. Образ шамана в обеих сказках играет важную роль: в «Сказке о Севере» нойд, хранитель традиционных знаний, открывает Ену секрет Вильгис: «Ты подстрелил белую важенку из сказочного мира, и мир этот называется «стадо счастья». Если она хоть раз взглянет на тебя, то ты пой мешь, что такое счастье». Ен нарушил древний запрет предков не убивать диких оленей. Нарушение запрета предков может привести к необратимым последствиям. Матери Ена нойд дает совет, как спасти сына: «Твой сын нарушил равновесие между сказочным миром и реальным. Тебе нужно сшить оберег и с этим оберегом сходить в Сейд - жилище духов. Попро сить у духов щепотку земли и зашить ее в оберег. Этот оберег твой сын должен носить на шее». В другой раз нойд помогает матери Ена увидеть во сне опасность, которая грозит ее сыну. В сказке «Вначале был дан путь» женщина-нойда принимает роды, в которых появляется главный герой сказки - Эйна. Ребенок с детства наделен особыми способностями: понимает разговор рыб, деревьев, обла ков и мечтает «быть нужным людям», однако не умеет пользоваться этими знаниями. Желание помогать людям приводит его к старухе-нойде, кото рая научила Эйна не только разговаривать с природой, но и слушать ее, со ветоваться с духами. В реальной жизни главный герой Эйна становится нойдой, пройдя через ряд серьезных испытаний. В начале перестройки он организует свое дело, бизнес его процветает, но зависть людей и интриги женщины приво дят к краху Эйну-бизнесмена. Он едва не потерял жену. После этого в лесу происходит трагическая встреча с медведем-шатуном, который наносит 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz