Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

тотемного животного. Тюлень помогает Эйну перемещаться в морском царстве и отвозит его к Владыке морей («Вначале был дан путь»). В творчестве Н. Фениной представлены фольклорно­ мифологические воззрения, которые опираются на тесную связь человека с духовным миром предков (тотемизм и анимизм). Традиционен для саамского фольклора образ шамана - нойда, кото­ рый является одним из глубинных проявлений мифологического сознания саамского этноса. Культ шамана и идеология шаманизма долгое время за­ нимали важное место в жизни народов Сибири и Севера. Некоторым дар шамана передавался по наследству, иногда человек становился нойдой в течение жизни, но для этого ему трижды посылалась болезнь, во время которой в разных видениях он обучался мастерству шамана. Колдовству можно было научиться и от другого нойды [172, с. 217]. Образ шамана в обеих сказках играет важную роль: в «Сказке о Севере» нойд, хранитель традиционных знаний, открывает Ену секрет Вильгис: «Ты подстрелил белую важенку из сказочного мира, и мир этот называется «стадо счастья». Если она хоть раз взглянет на тебя, то ты пой­ мешь, что такое счастье». Ен нарушил древний запрет предков не убивать диких оленей. Нарушение запрета предков может привести к необратимым последствиям. Матери Ена нойд дает совет, как спасти сына: «Твой сын нарушил равновесие между сказочным миром и реальным. Тебе нужно сшить оберег и с этим оберегом сходить в Сейд - жилище духов. Попро­ сить у духов щепотку земли и зашить ее в оберег. Этот оберег твой сын должен носить на шее». В другой раз нойд помогает матери Ена увидеть во сне опасность, которая грозит ее сыну. В сказке «Вначале был дан путь» женщина-нойда принимает роды, в которых появляется главный герой сказки - Эйна. Ребенок с детства наделен особыми способностями: понимает разговор рыб, деревьев, обла­ ков и мечтает «быть нужным людям», однако не умеет пользоваться этими знаниями. Желание помогать людям приводит его к старухе-нойде, кото­ рая научила Эйна не только разговаривать с природой, но и слушать ее, со­ ветоваться с духами. В реальной жизни главный герой Эйна становится нойдой, пройдя через ряд серьезных испытаний. В начале перестройки он организует свое дело, бизнес его процветает, но зависть людей и интриги женщины приво­ дят к краху Эйну-бизнесмена. Он едва не потерял жену. После этого в лесу происходит трагическая встреча с медведем-шатуном, который наносит 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz