Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

меры. Именно поэтому саамы не били волка: «Жили волки - жили и олени. <...> Волка убивать не следует: он каврайское создание - лесная собака» [179, с. 102]. В сказке Н. Фениной роль волка охранительная: Природой им поручено охранять «стадо счастья» - стадо белых оленей и следить за ис­ полнением законов предков и гармонией в природе. Волки приходят в ре­ альный мир из своего, сказочного, чтобы вернуть белую важенку Вильгис, подстреленную саамским охотником Еном, и восстановить гармонию, нарушенную человеком. В более поздних суевериях волка и все, к чему он прикасался, счита­ ли проклятым. По представлениям некоторых саамов, волк происходил от черта, был наказан и проклят Богом за то, что отказался служить ему [172, с. 204]. В произведении «Вначале был дан путь» одним из сказочных персо­ нажей является медведь, функция которого - помогать главному герою Эйну. Медведь относит Эйна в горы на своей спине, чтобы тот добыл красный камень Владыке морей в обмен на свою жену, которую похитила чудь. В следующий раз Медведь помогает Эйну оказаться на морском дне у Владыки морей. Медведь в саамской культуре являлся сакральным жи­ вотным, «полубожественным». Он исполнял роль помощника Солнца - в одном из мифов Солнце начинает объезжать мир на медведе, помогая начать день [181, с. 144, 145]. В старину саамы остерегались называть мед­ ведя по имени [172, с. 204], культ медведя когда-то был развит у них, его остатки сохранились в суевериях и сказках. На плохо сохранившиеся све­ дения о культе медведя у русских лопарей, в отличие от западных, указы­ вал еще Н. Харузин [172, с. 199]. Помощниками главного героя Эйна становятся птицы: Сокол и Чай- Сокол - дух верхнего мира, по представлениям древних саамов. Он относит Эйна за облака, чтобы тот встретился с Солнцем и Луной. Обрат­ ный путь Эйну помогает совершить белая Чайка. В основе фольклорного образа птицы лежат мифологические представления финно-угров о ней как о посреднике между небом и землей, «между богами и человеком» [65, с. 1877]. На сакральность птицы указывает ее белый цвет. Еще одним помощником Эйна становится Тюлень, житель морей, - тотемное животное, образ которого встречается в саамских волшебно­ тотемных сказках с одним и тем же сюжетом - героиня становится женой 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz