Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

значение: тотемный предок саамов —олень, «белый, как снег», с золотыми рогами [181, с. 74, 84]. В древности в жертву Солнцу приносилась молодая самка-олениха обязательно белого цвета. Белые тона преобладали в сва­ дебной женской и в погребальной одежде; белый мех пользовался особой популярностью у саамских мастериц [25, с. 192, 204, 246]. Вильгис остает­ ся жить у Ена, но все время молчит и ни на кого не глядит. Так обыгрыва­ ется запрет саамов-охотников смотреть в глаза дикому оленю. Посмотрев в глаза Вильгис, Ен может стать счастливым, а волчата вернуться в свой ска­ зочный мир, поэтому этот запрет будет нарушен в конце сказки, где Вол­ чица-мать превращает своего сына в молодого парня для того, чтобы де­ вушка посмотрела ему в глаза. Для фольклорной традиции саамов характерно объединение в одну сказку нескольких сюжетов, что «значительно осложняет отнесение произ­ ведения к тому или иному жанру» [116, с. 6]. Жанр произведения «Вначале был дан путь» однозначно определить нельзя. С одной стороны, это рас­ сказ о современной жизни саамских поселков и о проблемах саамских лю­ дей. С другой - это философское размышление о человеческом предназна­ чении. Наконец, это сказка о путешествии души и превращении саама Эй- на в нойду. Писательница использует сюжеты тотемических мифов, то­ темно-волшебных сказок1, исторических сказаний о нападении чуди2, по­ хищении саамских женщин. Кроме того, в сказке угадывается сюжет 0 саамском богатыре - человеке необыкновенной силы, который в одиноч­ ку может победить врага. Эйна наделен не физической, а волшебной си­ лой, которая позволяет ему общаться с миром природы и получать от него помощь. Мифо-фольклорные образы и мотивы в произведениях Н. Фениной отражают древнейшие архетипы. Так, в образах Вильгис, Волчицы, Тюле­ ня и матери Ена реализуются архетипы матери, тотемных животных. Образ волка в «Сказке о Севере» отсылает нас к наиболее ранним верованиям саамов, отраженным в мифе о Каврае - старшем брате в семье божеств саамов Терского берега Белого моря. Миф повествует о том, что в далекие времена на земле саамов развелось так много оленей, что им не­ где стало кормиться, начался падеж. Это привело к голоду среди людей. Тогда Каврай создал волка. Изначально это животное должно было регу­ лировать количество оленей в стадах, не давая оленям размножаться без 1Классификация Е. Пации. 2 Чудь - у саамов враг, разбойник. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz