Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

3 . 7 . Особенности фольклоризма в творчестве Н. Фениной Недостаточно исследованным остается творчество Н. Фениной (1955), которая заявила о себе в литературе сравнительно недавно. Надежда Фенина (настоящая фамилия Ляшенко) принадлежит к са­ амскому роду Чапоровых. Надежда художник и поэт, сказочница. Ежегод­ но 7 января в поселке Шонгуй, где живет Надежда, она проводит Праздник чистого снега - праздник исполнения желания, во время которого проис­ ходит прикосновение к самобытной культуре древнего народа саами. Своеобразие художественно-эстетической системы писательницы обусловлено ее интересом к народной культуре, глубокими познаниями в области языческих верований древних саамов, шаманской практикой - Надежда обладает экстрасенсорными способностями, на Кольском полу­ острове ее знают как нойду1. В литературе Надежда Фенина впервые заявила о себе в 2007 году «Сказкой о Севере», жанр которой определила как «философская сказка». В 2012 году выходит ее вторая книга - «Вначале был дан путь». Художе­ ственный мир писателя, основные черты писательского стиля определяют­ ся ее обращением к мифо-фольклорной традиции. Одной из особенностей жанра саамской сказки - майнс является сво­ бода импровизации, что относит ее к «легкому» жанру, за рамки которого можно свободно выйти [183, с. 12]. Эта особенность сохраняется в «Сказке о Севере», которая является импровизацией на темы известных саамских сказок и мифов, один из которых - миф об олене-человеке. В нем отрази­ лись тотемические представления саамов о своем происхождении от золо­ торогого оленя Мяндаша2. С тотемическими представлениями саамов свя­ заны определенные запреты и поверья: счастлив будет тот, кто увидит ста­ до белых оленей, с другой стороны, горе постигнет того, кто посмотрит дикому оленю в глаза. Этот миф трансформируется в «Сказке о Севере». Молодая красавица Вильгис связана с сакральным миром, она - важенка3 из «стада счастья», превратившаяся в девушку в результате того, что мо­ лодой саам Ен подстрелил ее. Не случайно имя героини сказки переводит­ ся как «белая, светлая». В саамской культуре белый цвет имеет сакральное 1Нойд - саамский шаман. 2Мяндаш - саамское божество в виде оленя, легендарный предок саамов. 3Важенка - самка оленя. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz