Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

вушке [193, с. 23]; жилище - веже [193, с. 28]; традиционных ремеслах - плетении ярких саамских поясов из шерсти; вязании, для чего саамы дер­ жали овец; о выделке шкур - койб1; о том, что лыжи для охоты обтягива­ ли тюленьей шкурой; о саамской национальной одежде - тоборках2, пимах3 с теплыми липтами4. В свои сказки С. Якимович вставляет саам­ ские песни [193, с. 45, 84], заговоры [193, с. 23], считалки [193, с. 71], в ос­ нове некоторых сказок лежат загадки [193, с. 15]. Творчество С. Якимович обнаруживает тесную связь с саамскими мифологией и фольклором, влияние русского устного поэтического твор­ чества. Литературную сказку С. Якимович характеризует синтез на уровне жанровой структуры: она сочетает элементы саамских майнс, муштоллы и ловты, переплетая их с авторским вымыслом. В своих произведениях С. Якимович обращается к мифологическим и фольклорным сюжетам, твор­ чески трансформируя их в соответствии со своим мировоззрением и писа­ тельской индивидуальностью. Тесную связь с мифологией и фольклором обнаруживает система образов сказок, в которых основным художествен­ ным приемом является персонификация. Для С. Якимович характерен жанровый и мифологический фольклоризм [50, с. 31-48]. В художествен­ ной картине мира С. Якимович воплощены мировоззренческие особенно­ сти, менталитет предков саамов, что говорит о мировоззренческом фольк- лоризме как основном в ее творчестве [50, с. 31-48]. Народный опыт питает письменную традицию еще и потому, что саамская литература относи­ тельно молода, мифо-фольклорное наследие богато, жива эпическая тра­ диция. Выявление фольклорных традиций на разных уровнях поэтики са­ амских текстов открывает перспективу дальнейшей разработки данной проблемы в саамском литературоведении. 1Койба - шкура с ноги оленя. Тоборки —повседневная обувь высотой до бёдер, шьётся в основном из тёмного меха ворсом наружу, носится поверх меховых чулок, привязывается к поясу завязками. Пимы —праздничная зимняя национальная обувь до бёдер, шьётся из белых койб. украшается орнаментом из койб контрастного цвета и цветного сукна. Липты —меховые чулки, изготовлены из шкур молодого оленя шерстью внутрь, надеваются под пимы. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz