Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ется в соответствии с мировоззрением саамов, и в этом ярко проявляется картина мира коренного народа Севера: «Об отце люди говорили: золотые руки и мягкое сердце», о сыновьях - «хорошие помощники подрастают отцу». Любить в народе значило не баловать детей, а передавать им свое умение: «Вот была бы у меня дочь, я бы тоже учила ее своему мастерству, сказки ей бы рассказывала, песни пела...» [193, с. 44]. Сила любви героев сказок определяется по умению в песне выразить свое чувство: «А какие он хорошие песни поет! Ну чем не жених нашей Наст?» [7, с. 371]. Ценятся в народе не только умения, приобретенные кро потливым трудом, но и природный дар выразить свою душу в песне и пляске, вовремя пошутить. Кто умел веселиться - умел и работать, никогда не пропадал и помогал выжить другим. Поэтому часто не только в сказках, но и в воспоминаниях саамов эти умения оцениваются очень высоко. Таким образом, в творчестве С. Якимович «и в настоящее время от мечается естественное и преобладающее бытование мифологии и фольк лора», «фольклор является одним из активных способов не только художе ственного, но и бытового мышления» [93, с. 5]. Ярким примером влияния русского (поморского) фольклора на саам ский является сказка «Как Одгему счастье улыбнулось» [193, с. 50]. Глав ный герой - молодой саам Одгем, отправившись на охоту, спас незнакомо го человека от смерти, защитив его от укусов комаров, в результате чего получил вознаграждение - жизнь его стала безбедной, сытной, в конце концов, Одгем женился на дочери царя. В сказке прослеживается частичное заимствование русского фольк лорного сюжета и образов. Герой обретает волшебные предметы —шапку- невидимку, кисет и деревянный свисток. Все пули, попавшие в кисет, ста новятся золотыми, а с помощью свистка главный герой вызывает двух служивых людей, которые помогают Одгему обхитрить и победить Царя. Образы Царя и его дочери, к которой сватается Одгем, также являются за имствованными, как и сам сюжет сватовства к дочери Царя. В сказках С. Якимович встречается множество этнографических де талей, которые помогают воссоздать своеобразие национальной картины мира северного народа, несут информацию о его духовной и материальной культуре [54, с. 237-238]. Это обычай обращаться к природе как к живому существу, благодарить за дары, которые она разрешает брать саамам: «Спасибо тебе, что разрешаешь взять твои ветки!» [193, с. 10]; читатель узнает о национальных предметах быта: одеяле из оленьей шкуры - ро- 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz