Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
как его называют), выступая в антропоморфном облике, в ответ на причи ненное ему зло пинает человека и сбрасывает с горы, а сам остается стоять на одной ноге и бережет озеро Сейд. Персонификация - один из излюб ленных приемов сказочницы: Северное сияние скучает, радуется, сер дится, обижается, достает из-за пазухи красивый платок и повязывает его невесте, целует девушку, бегает и играет с ней, сватается и, наконец, женится на девушке [193, с. 41]; Гром-дедушка сердится на развеселив шиеся тучи за их шум и баловство, выражает им свое недовольство громом [193, с. 23]. Наивное очеловечивание окружающей природы, свойственное ми фологическому сознанию, ярко проявляется в небольшой сказке «Солнце кашу варит» [7, с. 360], которая представляет собой развернутую метафору смены времен года: борьбы ранней неустоявшейся весны с нежелающей уходить зимой. Это время Софья объясняет тем, что Солнце «варит на крыше кашу», а пока ожидает, чтобы каша остыла, засыпает, тогда и появ ляется зима, которая сердится, капризничает, возвращает морозы. «Представление космоса в виде живого существа, отождествление макро- и микрокосмоса», свойственное мифологическому мышлению [97], приводят к тому, что Софья вступает с окружающим ее миром в диалог: она обращается к молодому одуванчику, залетевшему к ней в форточку [7, с. 361]; к красивой грибной семье в лесу [193, с. 6]; морошковое болото улыбается человеку [7, с. 361]; саамская женщина благодарит Солнце за дочь, обращаясь к нему, а Солнце, прослезившись от радости за ребенка, одаривает девочку веснушками-слезками [7, с. 365]; Айя-дедушка просит Южный ветер прислать дождь [193, с. 23]; саамская девушка обращается к Северному сиянию [193, с. 40], а береза благодарит людей за то, что они не забыли ее и вместе с ветками возьмут себе и своим овцам здоровье [193, с. 10]. Особое место в сказках С. Якимович занимают герои-животные. Древние саамы верили, что звери могут понимать язык человека, поэтому животные разговаривают с людьми [193, с. 23], между собой - договари ваются с важенкой-оленихой о том, что та подарит их бездетным хозяевам ребенка, а потом сообщают эту радостную весть хозяевам [7, с. 373]; в ска зочном мире С. Якимович разговаривает, хвалится, поет и играет чайник [193, с. 15], дерево, сосульки. Для Софьиных сказок, как и для народных саамских, характерной чертой является отсутствие описательного образа. Красота героев переда 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz