Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Танцевать кадриль значило не только уметь работать, но и отдыхать. Важ ным для жениха становится и знание саамской национальной кухни: три испытания построены на том, чтобы парень угадал любимое кушанье сво ей возлюбленной - саамский суп явв с ягодой морошкой, солёную икру с лесной ягодой вороникой и воронику в застывшем оленьем жире. В основе сказки «Гром» [193, с. 22] - мифологическое объяснение природных явлений: дождя, грозы, молнии, радуги. Писательница приво дит древнее саамское заклинание дождя: старик саам исполняет песню, в которой обращается за помощью к силам природы - просит южный ветер пригнать тучи, чтобы напоить ими землю и мох. Известно, что муштоллы, рассказы о событиях дня, иногда бытовали в форме песен. В жанре муштоллы созданы небольшие философские зари совки «Наша земля» [7, с. 360], «Улыбающееся болото» [7, с. 361], «Куййвь-дух» [7, с. 362], которые представляют собой размышления по поводу увиденного, передуманного, в них ярко выражены морально- этические представления народа, прежде всего - бережное отношение к окружающему миру, родному дому, жизнь в гармонии с природой. Характерные для народных саамских сказок мотивы оборотничества, превращения людей в животных и животных в людей, и окаменения встре чаются в сказках С. Якимович «Эллвуэйвь - высокая гора» (окаменение), «Олененок» (превращение оленя в человека). Наряду с этим Софья исполь зует вымысел, в ее сказках люди превращаются в предметы: в сосульку («Плач сосульки» [7, с. 366]), в торфяную кочку («Эллвуэйвь - высокая го ра»), К мифологии и фольклору восходит и образная система сказок саам ской писательницы. Наравне с героями-людьми в них действуют мифоло гические и фольклорные персонажи: тотемный олень, Куййвь-дух (дух го ры), чахкля1, нойд (саамский шаман), Солнце, Северное сияние, Южный ветер, Гром дед и др., что соответствует языческим представлениям, - древний человек переносил на природные объекты свои собственные свой ства, приписывал им жизнь, человеческие страсти и сознательную дея тельность [98]. В саамском фольклоре известно много легенд (ловт), объясняющих изображение фигуры великана во весь рост на горе возле старинного свя щенного саамского Сейд-озера. Софья перерабатывает легенду в соот ветствии с собственным вымыслом, и в ее сказке дух горы (Куййвь-дух, 1Чахкля - мифические существа, маленькие человечки, живущие под землей. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz