Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

сияние - длинная рука» [193, с. 34] и «Невеста» [193, с. 40], в которых рас­ сказывается о сватовстве и женитьбе Северного сияния на красивой саам­ ской девушке. В основу первой положен древний миф о северном сиянии [130, с. 17-18], в сюжете использовано поверье саамов о том, что во время свечения северного сияния нельзя свистеть, шуметь - иначе оно опустится ниже; саамским женщинам нельзя ходить с непокрытой головой, т. к. Се­ верное сияние высматривает себе невесту и забирает ее в небо. В сказке «Олененок» [193, с. 74] объединены два сюжета: один из них отсылает к мифу о тотемной связи саамов с диким оленем - олененок, переступая порог саамского жилища вежи1, превращается в человека; дру­ гой рассказывает о чудесном появлении детей у бездетных родителей. Распространенный в саамских сказках сюжет сватовства использован в сказках «Красивая Настя» [193, с. 82] и «Эллвуэйвь - высокая гора» [7, с. 362]. В «Эллвуэйвь - высокая гора» саамские девушки отказываются выйти замуж за злого и жестокого человека Кибп Нюнь, который силой хочет взять одну из них в жены. Они предпочитают погибнуть, чем до­ статься нелюбимому и недоброму человеку, поэтому Оленк превращается в каменную гору, а Даша - в глубокое озеро у ее подножия, тем самым сестры остаются навеки вместе, а читатель / слушатель получает объясне­ ние происхождения природных объектов. В сказке «Красивая Настя» отец девушки не хочет отдавать свою дочь замуж за небогатого юношу- полукровку с чужбины (отец у него помор, а мать саамских кровей), про­ чит ее за богатого саамского оленевода. Однако желание дочери побежда­ ет, и отец дает возможность пройти юноше три испытания. Юноша завое­ вывает сердца родителей девушки своим прекрасным пением, особыми словами, которыми выражает свою любовь к их дочери. Отношение у саамов к слову было особое: почитались те, кто умел складывать и знал саамские песни, сказки. Мать Насти напоминает мужу в ответ на его замечание, что «одной красотой сыт не будешь»: «А сам-то забыл, с каким достатком ко мне свататься приходил? Но мой отец отдал меня за тебя, за твои песни красивые, такие же, как у этого рыбака» [7, с. 371]. Дочь добавляет к характеристике юноши черты: и кадриль хорошо играл, и песни душевные пел. Кадриль играть - то есть танцевать кадриль. Этот заимствованный танец пользовался большой популярностью у са­ амов, которые могли танцевать его беспрерывно до пятнадцати раз подряд. 1 Вежа - древнее саамское переносное жилище, построенное из досок, установленных конусом на основании из трех-четырех венцов, покрытое берестой и дерном. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz