Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

принадлежат «Примечание на Кольский острог», «Описание города Колы и Архангельска» и записка «О российской Лапландии», до сих пор остаю­ щаяся лишь достоянием архива. Записка содержит сведения о традицион­ ных занятиях саамов - изготовлении оленьих шкур, одежды, вышивке би­ сером и др. [См. об этом: 80, с. 61]. В «Описании Колы и Астрахани» Н. Озерецковский сообщал о религиозности лопарей: «Все Лопари, России подданные, суть христиане одной с нами веры, к которой многие из них прилеплены весьма усердно, хотя во всей Лапландии одна только церковь находится» [110, с. 62]. В то же время он отмечал своеобразие их веры: «Сказывают, что они постов не наблюдают и едят всегда мясо, называя ку­ ропаток летучею рыбою» [110, с. 64]. Это было первое обстоятельное эт­ нографическое описание коренного народа, особенно ценное описаниями одежды саамов и их обычаев конца XVIII и начала XIX вв. [110, с. 77-79]. Отдельные сведения о духовной культуре коренного народа: религи­ озности, вероисповедании - содержатся в записках гидрографа М.Ф. Рейнеке, который отмечает, что лопари «все Греко-Российского ис­ поведания, строго соблюдают посты и прочие обряды религии, хотя свя­ щенников видят очень редко» [128, с. 22]. Исследователь сообщает об одежде, средствах передвижения и «упражнениях Лопарей во время жи­ тельства в зимних погостах» [128, с. 24]. Существенный вклад в изучение саамов внес М. Кастрен, неодно­ кратно побывавший в Карелии и Лапландии (в 1833, 1838, 1839 гг.). Ряд работ ученого посвящен языку и этнографии саамов: характеристике саам­ ских жилищ, одежды, национального характера и духовного мира саамов, религиозных верований. Кастрен замечает много общего между нравами и обычаями саамов «деревни» Синьель, приграничной с Финляндией, «бли­ жайшей к Энаре», и финских саамов. По мнению исследователя, в религиозном отношении русские лопари «стоят на очень низкой степени. Они не имеют почти никакого понятия о духе и учении христианском; ни­ кто не умеет читать, и религиозные их потребности удовлетворяются толь­ ко весьма редким посещением священника из ближайшей русской деревни или города. В обыденной жизни они строго соблюдают предписания гре­ ческой церкви; но под этой христианской внешностью скрывается много суеверий. Особенно глубоко укоренилась у них вера в колдовство. Выше­ упомянутые аккальские лопари, как искуснейшие колдуны, пользуются ве­ ликим почетом» [68, с. 84, 86-87]. ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz