Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

С. Якимович единственная из саамских писателей не имела высшего образования, однако это не помешало ей проявить талант сказочницы, стать «кладезем народной мудрости», унаследовавшей «неповторимый, самобытный колорит саамской жизни» [24, с. 22]. Основу поэтики сказок Ефим Софьи (Ефим Софья —псевдоним ска­ зительницы, так звучит на саамском имя-отчество - Софья Ефимовна) со­ ставляют мифологическое мышление самой сказительницы, тесная связь с фольклорной и этнографической традициями. Обращение писательницы к мифопоэтическим истокам имеет «естественно-стихийный характер», что объясняется «более тесной связью с фольклором как с мировоззренче­ ской категорией сознания народа, проявляющейся в его жизненных ситуа­ ционных реалиях и сегодня» [93, с. 12]. Влияние фольклора на творчество С. Якимович обнаруживается уже на жанровом уровне. Свои произведения в сборниках она обозначила как сказки. Действительно, литературные сказки С. Якимович обнаруживают тесную связь с такими фольклорными жанрами, как майнс (сказки различ­ ного содержания и формы), так как в них присутствует большая доля им­ провизации; и муштоллы (в переводе - «на ум пало, на ум пришло»), по­ тому что многие сказки построены на впечатлениях дня; С. Якимович ис­ пользует также сюжеты саамских ловт (миф, легенда), в основе которых лежат древние саамские легенды, мифы. Четкой границы между этими жанрами в произведениях саамской сказительницы не существует, что со­ здает особенность стиля С. Якимович в сочетании с вымыслом писатель­ ницы, в то же время эта черта роднит их с саамским фольклором. Еще од­ ним влиянием саамского народного творчества можно считать объедине­ ние нескольких сюжетов из различных жанров в одной сказке [116, с. 6-9]. Эти особенности прослеживаются в сказке «Солнечные слезки» [193, с. 43], в которой объединены сюжеты из ловты и майнс, можно найти от­ голоски архаического мифа о происхождении саамов от Солнца [130, с. 17- 28] и распространенный в фольклоре сюжет о чудесном появлении детей у бездетной саамской семьи, которой Солнце дарит долгожданную дочь. В сказке чудесным образом объясняется происхождение веснушек, что со­ ответствует мифопоэтическому мышлению саамов объяснять объекты с точки зрения «как это сделано? как это произошло? почему?» [155]. Распространенные саамские сюжеты о кровной связи людей с тотем­ ными животными и природными явлениями, характерные для тотемиче- ского представления северного народа, использованы в сказках «Северное 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz