Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
глубже понять смысл художественного произведения. Обращение к архе типам в творчестве современных саамских писателей говорит о глубинной и тесной связи современной саамской литературы с ее мифо фольклорными истоками. Архетип Солнца является одним из основных в картине мира саамов и характеризует их как солнцепоклонников, что и прослеживается в творчестве современных писателей. Актуализация архе типов в произведениях саамских литераторов говорит в пользу того, что саамская литература является формой передачи этнических культурных ценностей, что особенно важно для народа, практически утратившего свой язык. 3.6. Влияние фольклора на творчество С. Якимович Творчество С. Якимович остается до сих пор одним из самых мало исследованных, в ряде работ оно затрагивается лишь обзорно [29; 24; 108, с. 237-238], между тем степень представленности фольклорной традиции в нем велика. Софья Якимович (1940-2006) - поэтесса, сказочница, переводчик, автор 2-х прижизненных книг: поэтического сборника «Праздник медведя» (1999) на русском языке и «Моджесь Наст» (1999) на саамском и северо саамском. Ее стихи, положенные на музыку композитором Алексеем Шамшурой, вышли в книге «Саамские напевы» (2000). Софья - один из авторов книги «Сергей Есенин на саамском» (2008). В журнале «Наука и бизнес на Мурмане» в серии «Культура саамского народа» (2007) опубли кованы сказки Якимович на русском языке в переводе Н. Большаковой. С. Якимович печаталась в коллективном сборнике «Здесь начинаются до роги» (1999, 2001), в сборнике песен «Спешит в Ловозеро оленевод» (2007). В 2015 году вышла книга ее сказок на русском и саамском языках «Пеййв кэннял» («Саамские сказки»). Произведения С. Якимович переве дены на русский, северо-саамский, норвежский, шведский, финский языки [7, с. 348]. Родилась С. Якимович 23 апреля 1940 года в многодетной саамской семье. Отец работал пастухом-оленеводом, мать —чумработницей. С дет ства впитала грустные саамские напевы (луввьт1), сказки, которые сфор мировали ее мифопоэтическое мировоззрение. 1Луввьт - саамская однообразная песня. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz