Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

С солнцем связаны и древние саамские поверья, отражающие как по­ ложительное, так и негативное воздействие светила на человека: «Лучи солнца ясность голове дают, тяжелые мысли с ночью отходят» [23, с. 98]; «Великая беда человеку, если кожу нарушишь, если кровь на солнце ока­ жется. Это уже рана, боль. Отсюда болезнь, смерть...» [23, с. 150]. В основе образа главной героини романа лежит архетип Девы - Не­ весты Солнца (а точнее Сына Солнца - Пеййвальке), непосредственно свя­ занный с архетипом Солнца. Невеста Солнца действует в древнейших са­ амских мифах о Найнасе - Северном Сиянии, фрагменты которых удалось записать этнографу В.В. Чарнолускому [130, с. 19-79]. В легенде Невеста Солнца - дочь Луны, которую не удалось спрятать от сына Солнца. Из-за отказа Луны отдать свою дочь замуж за сына Солнца разыгралась настоя­ щая небесная война: «Всколебались тут воды, потемнели леса, моря расте­ каются по суше, а земля-матушка дыбится, ходуном ходит, одна волна земная за другой волною вздымается, ложится гора за горою < ...> Шатко стало на земле» [130, с. 22]. В другой саамской легенде рассказывается о том, как Невеста Солнца в облике девы, «девица-красавица, краше ягоды морошки» [130, с. 24], спустилась к людям и стала между ними жить, что­ бы приносить им радость. Описание главной героини романа прямо или косвенно связано с солнцем: у нее «ярко-рыжие волосы и сочная зелень в глазах», «Она бы­ ла, как летний день, теплая и солнечная» [23, с. 18], «со своей огненной копной, словно с солнцем вместо волос, шла в компании Жирковых» [23, с. 211]. Описывая танец ительменов, в котором принимала участие Настя, автор отмечает: «Ее распущенные волосы метались из стороны в сторону в такт движениям, и среди темноволосых мужчин и женщин это походило на отблески солнца, спустившегося посмотреть ночной Алхалалалай» [23, с. 342]. Цвет волос героини, цвет осенней травы, цвет морошки —приметы одного цветового ряда, солнечного. Зеленый цвет у саамов символизирует цвет травы, растительности. Солнечной воспринимает любимую Лахэн: «Ты необыкновенная... созданная солнцем... я думал, таких не бывает...» [23, с. 313]. Сама Настя ощущает себя созданной из солнечного света: «Я — Женщина!!! - пела ее душа. —Женщина!!! Благословляемая Богом! Луч солнца!» [23, с. 78]. С архетипом Солнца связан мотив бесконечной цикличности, повто­ ряемости, бессмертия: ежедневно рождая день, Солнце каждый вечер ис­ чезает с небосвода, чтобы на следующее утро возродиться. Такая цикличе­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz