Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
чью солнце показалось над угрюмыми осенними сопками, затянули про тяжную обрядовую песню и в медленном танце, притопывая, пошли во круг огня. Песня возвещала восхождение солнца, посылалась огненному шару как жертвенный дар во имя жизнеутверждения и крепости рода. Эта последняя по сути дела встреча с солнцем была священна. Яркое светило очищало и освещало души людей на долгую, холодную полярную ночь» [23, с. 159]. Нуэйт Белый День вместе со «знаткими» (старейшинами) ро дов приносит первую жертву богу солнца Пеййву [23, с. 56]; Варван обра щается к солнцу и просит «живой солнечный огонь» избавить ее от бес плодия, «обогреть ее душу, а главное - плоть» [23, с. 59] - «низко склонив голову, пришептывала, умоляя светило услышать крик ее души, который на самом деле был громче всех других взываний к богу. Он прорывался сквозь небо, летел навстречу солнцу в надежде быть услышанным» [23, с. 59]. По языческим представлениям саамов, успех ждал всех участников праздника, если на нем «присутствовал нуэйт - посредник между солнеч ным светом и людьми» [23, с. 56]. Белый День находился под покрови тельством Солнца, которое определяло его миссию: только нуэйт имел право «смотреть в лицо бога Пеййва своим внутренним зрением» и изве щать всех «о принятии жертвы богами» [23, с. 60]. В романе описан путь становления простого саама Харьи в нуэйта Белый День: «Однажды выбрав солнце, нуэйт уже не мог изменять своему пути, а так как покровителем был избран Пеййв, к богине Манне (Луны) и духам темной ночи он мог обращаться только в случаях крайней нужды, когда речь шла о жизни или смерти. На помощь нуэйту приходил свет солнца, очищающий огонь был его союзником, духи белого дня - провод никами» [23, с. 8]. Солнце присутствует в символах обеих культур: это татуировка в виде круга на правой щеке с точкой внутри как символ солнца у ительме нов и саамов [23, с. 232]; березовый очистительный круг на ительменском празднике [23, с. 236] и большой круг из костей ранее жертвенных живот ных, символизирующий древнее светило, на саамском [23, с. 58]; наконец, красная половина сине-красного круга посредине саамского флага симво лизирует солнце [23, с. 147]. В романе часто упоминается любимая саам ская ягода морошка, которая также является символом солнечного света, потому что когда созреет, «соком солнечным за много шагов светиться начнет» [23, с. 154]. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz