Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Саамы - дети Солнца, об этом говорит саамский миф о поиске и добыва нии невесты, в котором Солнцев сын для этого отправляется на землю. Единственно незамужней девушкой на земле в то время была дочь старого великана, сама тоже великанша. «От Солнцева сына и великанши потом ство пошло на нашей земле крепкое да сильное и распространилось оно далеко, далеко...» [23, с. 371]. Автор знакомит нас и с древней легендой о кусочке солнца, который раздобыл храбрый вежник (обитатель саамского жилища - вежи) для своих соплеменников [23, с. 25]. Образ солнца лежит в основе сравнений в романе: «Словно морошка навстречу солнцу раскрывает свою чашечку соцветия, Варван навстречу губам Нуэйта раскрывала свои» [23, с. 165]; «улыбнется (Сузвай) - и от улыбки мягкие лучики вокруг глаз, словно солнце в твою душу заглядыва ет» [23, с. 207]. Отмечая красоту Зовины, возлюбленной Сузвая, автор пи шет: «...заблестели огромные глаза девушки, словно солнечные блики за играли на двух озерах сразу» [23, с. 46]; а сам Сузвай, размышляя о Екате рине и любви, приходит к выводу: «Неуловима душа женщины, словно луч прильнет к мужчине, обогреет и ускользнет в неведомую, недосягаемую для него высь» [23, с. 347]. Являясь истоком всего, солнце отражает временные характеристики саамской картины мира. Вечер: «И только когда медное солнце закатилось за гору, а темнота стала резко опускаться на землю, выглядывая, сказал старику и тем, кто из любопытства или сострадания оставались еще здесь» [23, с. 96]; далекое прошлое: «Говорят, давно это было. Даже солнце и вершины огнедышащих гор уже не припомнят, когда» [23, с. 197]; время года: «И бабка Синаневт рассказала о том, что, когда по весне солнце взломает лед на реке, все жители спешили к берегу» [23, с. 222]; годовой период: «Лишь спустя время духи дали Харье знак, что через семь лет вер нут в его вежу женщину. И вот седьмой год Солнце-Пеййв завершал свой круг в тундре» [23, с. 6], «С мужем почти полный круг солнца жила - не отяжелела» [23, с. 17]. В романе повествуется о древних обрядах саамов, в которых Солнце как божество верхнего мира принимало участие. Ему приносили жертвы, поклонялись и возносили молитвы. Это касается священного саамского праздника Имание оленей - праздника обновления крови и магического зачатия: «Саамы в день священнодействия строго соблюдали обычай пред ков, боясь гнева богов. В центре поляны развели большой огонь. Вокруг него собрались мужчины племени, и едва «последнее» перед полярной но 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz