Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Одним из доминирующих архетипических образов в романе «Алха лалалай» является образ Солнца, который пронизывает все уровни архи тектоники романа. Солнце в романе Н. Большаковой - полисемичный образ, который определяет целый ряд семантических нагрузок. Солнечный свет и тепло придают живописность пейзажам. Роман начинается с описания сочной солнечной осени: «Рыжая лисица пробежала по лесу и окрасила листья в цвет своей шубки. Полыхали огнем деревья, под ногами бурел мох, наливалась красным соком брусника» [23, с. 5]. На протяжении всего произведения автор не раз описывает солнечные дни в Москве, на Камчатке, природу Севера в лучах солнечного света, что по могает создавать теплую, солнечную тональность романа. С солнечным светом ассоциируется у Лахэна его любовь к Насте: «С твоим отъездом перестало светить солнце...» [23, с. 366], солнце явля ется источником радости и для самой героини [23, с. 102]. Особое значение имеет светило для саамов - его появление после долгой полярной зимы воспринимается ими как праздник: «Наверное, нигде больше, как в Мурманске, жители не отмечают праздника с таким оптимистическим названием, как «Здравствуй, солнце!» [23, с. 373]. Солнце в романе является мерилом лучших человеческих качеств и женской красоты. Наблюдая за своими спутницами, одна из которых была молодой, другая в возрасте, Сергей отмечает их жизненную энергию, внутренний свет и чувствует себя «щедро обогретым, как солнечными лу чами, их гостеприимством и дружбой» [23, с. 149]. Наконец, солнце в романе является мерилом красоты окружающего мира: «Но еще более красив город летним вечером, когда солнце висит над ним, как огромный оранжевый диск, освещая своими лучами цветы иван-чая..» [23, с. 360]. Являясь матерью всего живого для саамов, солнце символизирует для них жизнь и становится необходимым условием ее появления, именно так понимает нуэйт тайну зачатия: «Только доброта и ласка смогут разбу дить эту женщину и ее спящее тело. Перед ним распускался пока только морошковый цвет, а чтобы созрела ягода, необходим солнечный луч, кото рым и должен стать он, нуэйт Белый День» [23, с. 176]. В этом размышле нии саама скрывается древнее понимание народа о связи нуэйта с солнцем, отраженное в его деятельности и в изображениях на шаманском бубне. Свое происхождение саамы вели от Солнца, поэтому в романе много мифов, легенд и сказок, в которых прямо или косвенно указывается на это. i n
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz