Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ки - крылья», «я лечу на крыльях мечты», «крылатая богиня» - и делает вывод о том, что «женщины - те всё больше крылатые, летают в своих мечтах и фантазиях. А лиши женщину крыльев и радости полета - тут же иные словосочетания появятся - «опустились мои крылышки»... А если вспомнить, как часто мужчины называют женщин птичьими именами: вос торженно - «девушка-лебедушка», «журавушка», «пташка-канарейка», «голубка моя сизокрылая», «ты мой цыпленочек»... [22, с. 555]. Наконец, образ птицы становится аллегорией, когда героиня раз мышляет о будущем России: «Знаешь, Глеб, а я почему-то верю - Россия вырвется из этого хаоса тьмы, возродится к новой, светлой жизни, точно так же, как возрождалась птица Феникс из пепла» [22, с. 393]. Птицы в творчестве Н. Большаковой играют большую роль. В ска зочной прозе они помогают воссоздать картину мира древних саамов, вы полняют сюжетообразующую функцию, являясь инструментом художе ственной организации материала, раскрывают авторский взгляд на мир и человека в нем. В основе фольклорного образа птицы лежат этнокультур ные представления о ней, прежде всего мифологические. Птица является демиургом, выполняет функцию тотема, символизирует начало жизни, в птицу превращается душа человека. Образ птицы в сказочной прозе сохра няет свою мифологическую составляющую. В несказочной прозе Н. Большаковой образ птицы символизирует суть устремлений женской души, помогает воссоздать внутреннее состоя ние прежде всего женских персонажей, подчеркнуть трагичность судеб ге роинь. В то же время образ птицы используется для внешней характери стики мужчин героев, конкретизируется: лебедь подчеркивает преданность любящих, орел - мужскую решительность, силу, чайка - духовность, воз вышенность, крылатость женской души. Н. Большакова осознанно обращается к мифологии, художественно организуя таким образом материал своих произведений. В контексте ее творчества птица является не только художественным образом, но и мифо логемой, сохраняющей культурную память этноса и в то же время отра жающей авторское миропонимание. Однако мифологема птицы пере осмысливается в соответствии с художественными представлениями саам ской писательницы, сформированными под воздействием русской культу ры, и утрачивает свою мифологическую составляющую. Произведения со временной саамской писательницы обнаруживают глубинную связь с мифологией и фольклором саамов на уровне архетипов. п о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz