Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

праздника становился сам обряд очищения, для чего устанавливали очи­ стительный березовый круг, проходя через который, надо было кричать «Алхалалалай!», чтобы скинуть с себя все грехи [23, с. 237]. В основе художественного сравнения в романе лежит образ птицы. Он используется для характеристики физического и психологического со­ стояния героев. Испытывая неимоверную физическую и психологическую усталость после напряжения последних часов праздника, нуэйт Белый День упал на оленьи шкуры, «раскинув в разные стороны руки, словно подбитая птица, провалился в забытье» [22, с. 42]. «Словно птица, Настя уже много лет кружила в полете одна среди людей и городов в поиске сво­ его любимого. Казалось, крылья стали слабеть, исчезла всякая надежда на встречу... И вот он, большой и могучий, подлетел к ней» [22, с. 178]. Герои произведения сравниваются с птицами внешне. Наблюдая за Кончатом, Настя отмечает, что мужчина более похож на европейца, неже­ ли на ительмена: «Не было у него тайной раскосости глаз, как у Лахэна, большого орлиного, как у Перия, носа, словно по заказу выточенного с образа хищной птицы» [22, с. 151]. Образ птицы используется для характеристики действий героев: «Лахэн навис над ней, словно большая птица, стараясь закрыть от всего мира своими руками-крыльями»; «они [Белый День и Настя - В.Б.] совер­ шили, словно птицы, прекрасный полет любви»; характеризует социаль­ ный статус женщины: «Ей доводилось общаться с разными женщинами - от простушек до «птиц высокого полета» [22, с. 109]. Образ птицы является основным в описании природы: «Ночь, словно огромная птица, опустила черные тяжелые крылья на дом Карриты» [22, с. 167]. Образ птицы положен в основу метафоры судьбы главной героини. Насте снится сон, в котором она, убегая от преследователей, слышит слова в свой адрес: «Ее не убить: она - женщина-птица». В последний момент перед пропастью Настя вместе с Лахэном кидаются с крутого обрыва и ле­ тят, «как два лебедя, расправив крылья». Потеряв любимого, Настя воспа­ рила в небо одна, «поднимаясь все выше и выше, наконец из женщины превратилась в птицу...» [22, с. 62]. Умение летать во сне уподобляет героиню существу, наделенному «даром общаться с небесами, быть связующим звеном между богами и че­ ловеком». В этом отсылка к мифо-религиозному содержанию образа пти­ цы финно-угорских народов, у которых птица - олицетворение женского 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz