Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Образ птицы появляется еще в одной сказке сборника - в «Сказе об Октябрине...», в котором повествуется о трагической судьбе первой саам ской поэтессы Октябрины Вороновой. Зло в сказке представлено в образе змея, который стремится уничтожить Октябрину, а душа Октябрины изоб ражена в облике птицы, которая ушла в небо после гибели поэтессы: «Ду ша обрела крылья птицы и взлетела еще выше» [25, с. 154]. Мифологема птицы отражает и транслирует этнические ценности, являясь средством выражения неких «вечных» психологических начал, «стойких национальных культурных моделей» [98, с. 210]. В образе птицы заключена главная идея всего сборника, главный принцип существования сказочной Вселенной Н. Большаковой - любовь. Любовь ищут сказочные герои Птица-Солнце, Птица-Земля, их сын Мяндаш-пырре и в будущем - сын Мяндаша в облике человека, которого мать награждает любовью «ко всему живому на этой земле». Жизнь без любви невыносима для Октябри ны, которая погибает от ненависти змея, но душа ее принимает облик пти цы и становится недосягаемой. Влияние фольклорных и мифологических традиций прослеживается не только в сказочной прозе Н. Большаковой, но и в романе «Алхалалалай» (2003) - первом романе в литературе российских саамов. Несмотря на то что в центре произведения - любовь героев, принадлежащих разным куль турам - саамской и ительменской, роман «не только о любви героев, он и о судьбах этих народов, их верованиях, мифологии, этнографии, да и самой жизни» [23, с. 3]. Именно поэтому произведение насыщено легендами са амов и ительменов, в нем затрагиваются общие проблемы коренных мало численных народов Севера, автор сравнивает их быт, традиции, мировоз зрение. В романе три сюжетных линии: Варван и нуэйта (саамский шаман) Белый День в XVII веке, Екатерины и Сузвая, Насти и Лахэна в наше вре мя. Главными героями являются Настя и Лахэн, женщина саами и мужчина ительмен, которые полюбили друг друга вопреки всем условностям, пре градам и расстояниям. Сюжетная линия Варван и Белого Дня является своеобразной экспозицией сюжетной линии Насти и Лахэна. Отсылая нас к далекому прошлому, она знакомит с предками главной героини в XVII веке. В заголовок романа вынесено магическое ительменское слово «Алхалалалай», что значит «праздник очищения от грехов и благодарения природе». Праздник ительменов проводился осенью после окончания рыб ной ловли и приготовления зимних запасов. Центральным событием 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz