Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Образ птицы появляется еще в одной сказке сборника - в «Сказе об Октябрине...», в котором повествуется о трагической судьбе первой саам­ ской поэтессы Октябрины Вороновой. Зло в сказке представлено в образе змея, который стремится уничтожить Октябрину, а душа Октябрины изоб­ ражена в облике птицы, которая ушла в небо после гибели поэтессы: «Ду­ ша обрела крылья птицы и взлетела еще выше» [25, с. 154]. Мифологема птицы отражает и транслирует этнические ценности, являясь средством выражения неких «вечных» психологических начал, «стойких национальных культурных моделей» [98, с. 210]. В образе птицы заключена главная идея всего сборника, главный принцип существования сказочной Вселенной Н. Большаковой - любовь. Любовь ищут сказочные герои Птица-Солнце, Птица-Земля, их сын Мяндаш-пырре и в будущем - сын Мяндаша в облике человека, которого мать награждает любовью «ко всему живому на этой земле». Жизнь без любви невыносима для Октябри­ ны, которая погибает от ненависти змея, но душа ее принимает облик пти­ цы и становится недосягаемой. Влияние фольклорных и мифологических традиций прослеживается не только в сказочной прозе Н. Большаковой, но и в романе «Алхалалалай» (2003) - первом романе в литературе российских саамов. Несмотря на то что в центре произведения - любовь героев, принадлежащих разным куль­ турам - саамской и ительменской, роман «не только о любви героев, он и о судьбах этих народов, их верованиях, мифологии, этнографии, да и самой жизни» [23, с. 3]. Именно поэтому произведение насыщено легендами са­ амов и ительменов, в нем затрагиваются общие проблемы коренных мало­ численных народов Севера, автор сравнивает их быт, традиции, мировоз­ зрение. В романе три сюжетных линии: Варван и нуэйта (саамский шаман) Белый День в XVII веке, Екатерины и Сузвая, Насти и Лахэна в наше вре­ мя. Главными героями являются Настя и Лахэн, женщина саами и мужчина ительмен, которые полюбили друг друга вопреки всем условностям, пре­ градам и расстояниям. Сюжетная линия Варван и Белого Дня является своеобразной экспозицией сюжетной линии Насти и Лахэна. Отсылая нас к далекому прошлому, она знакомит с предками главной героини в XVII веке. В заголовок романа вынесено магическое ительменское слово «Алхалалалай», что значит «праздник очищения от грехов и благодарения природе». Праздник ительменов проводился осенью после окончания рыб­ ной ловли и приготовления зимних запасов. Центральным событием 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz